В галерее современного искусства «Виктория» открылась выставка московского художника ВЛАДИМИРА ПОТАПОВА «Вид на живопись».

Примечательно, что она идет следующей после выставки Ростана Тавасиева «Воображаемое искусство будущего», участники которой – молодые российские художники – задумывались о том, каким может быть искусство. После искусства будущего предлагают вернуться к искусству настоящего и прошлого.

Живопись – это искусство прошлого. Для консервативного, наивного или не посвященного в работу системы современного искусства зрителя живопись – это и есть искусство. В массовом сознании художник, даже в XXI веке, после Дюшана, Бойса, Абрамович, – это прежде всего живописец. Художник может не быть живописцем, эта возможность уже признана, но живописец – полноправный владелец статуса художника. Чтобы доказать кому-то (или себе), что ты художник, надо начать рисовать картины.

Живопись глубоко укоренена в начальное представление об искусстве. К тому же живопись – это древний товар, предмет роскоши. Он еще продается и покупается. Светский разговор о живописи рано или поздно приходит к вопросам о стоимости картин. Живописи в мире так много, что она не обязательно должна быть современной. Тем не менее, с 1990-х годов в продвинутой художественной среде, ориентированной на современность с ее динамизмом и рассеянностью, идея о «смерти живописи» также стала общим местом.

Владимир Потапов на встрече со зрителями рассказал, что, когда он начинал учиться в Институте проблем современного искусства в Москве в нулевые годы и выбирал своим медиумом живопись, коллеги по совриску говорили ему: идиот. 

Выставка современной живописи, как правило, пытается показать, что живопись возможна. «Вид на живопись» – не исключение. Вот что написано куратором галереи Сергеем Баландиным в сопроводительном тексте:

«Живопись умерла» (как говорят некоторые арт-критики и художники) – слишком ультимативное заявление. Название выставки говорит не только о «созерцательной», «спектакулярной» работе художника и зрителя, но и, в ироничном смысле, о требовании права на занятие даже самым «дряхлым» из искусств. Дело совершенно не в том, стоит ли им продолжать заниматься или похоронить, а скорее в том, чтобы понять: что есть живопись сегодня? Работа Владимира Потапова заключается в том, чтобы найти современную форму картины, указав на тот факт, что картина в раме всегда была барельефом. В этом ее суть и природа».

Выставка призывает к разговору о живописи, но (пусть даже отрицая) признает саму идею смерти живописи. Миссия Владимира Потапова – не только как художника, но и как теоретика и популяризатора живописного медиума – показать, что картина способна на то, чего нельзя сделать другими средствами. Живопись для Потапова – это исследовательский проект и способ позиционирования себя в публичном поле. Занятие живописью в этом поле придает неоднозначной фигуре художника респектабельность и серьезность, а эти качества напрямую влияют на продаваемость. Выставку «Вид на живопись» никак нельзя назвать коммерческой, но картины Потапова вполне успешно продаются.

Подвижничество Потапова дает нам встречу с искусством, о котором есть что сказать. На картины Потапова хочется смотреть, они населены разными типами образов. Это живопись, которая знает: чтобы быть современной, она должна использовать современные поверхности и фактуры, которые должны быть разнообразными и взятыми из повседневного опыта. Размещение на них живописных знаков превращает эти почти мусорные поверхности во что-то ценное.

Зритель узнает эти поверхности, узнаёт лампы из «Икеи» в серии «Свет», приемы Зигмара Польке и Даниеля Рихтера – в серии «Внутри». Рефлексивность побуждает зрителя говорить о них. Способность образа порождать высказывания о себе, фотографировать себя, писать о себе – это важнейшее качество произведения современного искусства. Но эта дискурсивность лишает искусство тайны.

Аттрактивность работ Потапова приводит к вопросу: «Интересно, а сколько эта картина стоит?». Вопроса «А что же это изображено?» не возникает, потому что живопись Потапова понятна, материалистична и узнаваема. Картины Потапова все равно похожи на картины; чтобы усложнить образность, Потапов работает в духе слоистой постмодернистской живописи. И это выглядит как правило «больше слоев – больше смыслов».

В таком подходе ощущается доля ремесленности. Мастерство здесь – это умение работать с поверхностями. На выставке я встретил знакомого стоматолога, который пришел на открытие после тяжелой рабочей смены. Живопись Потапова втянула его в этот слоистый мир, где совмещаются образы постсоветской коллективной памяти (например, советские бабушки или дворы с качелями и уже ставшие классическими приемы постмодернистской живописи; стоматолог сказал, что эти бабушки даже не подозревают о существовании рядом с ними иных живописных миров и что будь у него деньги, он купил бы эту картину).

Другой зритель, самарский скульптор, увидел, что шарик на картине нарисован недостаточно мастеровито. В фотоотчете портала Аrttube описание выставки «Вид на живопись» превращается в исчерпывающее перечисление техник:

«Выставка собрана из трех серий. В серии «Свет» (2013–2014) живописные изображения светильников и ламп деформированы проломами в фанерной основе картины. Серия «Внутри» (2015–2017) в качестве основы берет доски для объявлений, которые размещались во дворах и на стенах жилых домов. Процарапывая на них контуры, он воссоздает образы прошлого, использует уже имеющиеся на досках краски. Эти работы посвящены памяти и способам ее реконструкции. Серия «Прозрачные отношения» (2013) – размышление о природе перспективы в живописи. Каждая из картин состоит из нескольких листов прозрачного плексигласа с нанесенными на них рисунками. Висящие друг перед другом изображения – коллажные и ироничные – создают путем накладывания одного слоя на другой единое полотно».

Живопись будто обязывает быть серьезным. Для хулиганства Потапов использует другие медиумы. На выставке представлено видео «Кормушка», где мы видим жадно дерущихся голубей у макета Белого дома, который был расстрелян танками в октябре 1993 года. Единственной загадкой выставки остается вопрос: «Какое отношение это видео имеет к живописи?».

Автор: Илья Саморуков, кандидат филологических наук, арт-критик, научный сотрудник Музея Модерна.

«Опубликовано в газете «Культура. Свежая газета» №2 (131) от 15.02.2018»