Культура

Татьяна Саркисян: «Салонную живопись продавать легко»

В Самаре закрылась галерея «Арт-холл». Чуть раньше закрылась «Новая галерея», так что теперь в городе осталось по большому счету всего две галереи – «Виктория» и «Вавилон». Арт-критик Сергей Баландин встретился с хозяйкой «Арт-холла» Татьяной Саркисян, чтобы поговорить с ней о ситуации в галерейном бизнесе в Самаре.

Татьяна Саркисян: «Салонную живопись продавать легко»

фото из группы «Арт-холла» ВКонтакте

 

- У нашего интервью несколько грустный повод… Галерея съезжает из ТЦ «Ладья».

- На сегодняшний момент ситуация складывается таким образом, что мы находимся в пространстве недоступном для людей. Это место кулуарное, закрытое. Мысль переехать была давно – нужен был пинок. Когда мы переехали из «Ренессанса», нас уже знали, но в «Ладье» наша публика расширилась очень сильно: от министров до студентов, мы даже экскурсии для школ проводили. Мы полюбили это место, но я понимаю, что ситуация выталкивает нас на еще более видное место, которое будет более популярным.

- С чем все-таки связано закрытие галереи?

- С самого начала у нас были хорошие отношения с собственниками пространства, у нас были большие льготы на аренду помещения. Теперь их отменили, и для нас это повод идти дальше. Я бы позиционировала это как переезд. Мы хотели бы идти в некоммерческие проекты.

- Еще раньше закрылась «Новая галерея». Вам не кажется это печальной тенденцией? Например, в Штутгарте, городе соразмерном с Самарой, больше ста галерей и выставочных площадок. Что не так с городом, в котором количество галерей можно сосчитать на пальцах одной руки?

- Не хочу думать, что у нас что-то не так. А чтобы было «так» – надо воспитывать зрителя. Независимо ни от чего. Я не могу не заниматься этим. Мне интересно попробовать. Если делать мало проектов и на многих площадках, то качество часто бывает выше, чем на постоянной работе с одной площадкой, где работа волей-неволей становится рутиной. А на ваш вопрос должны отвечать депутаты.

- Но почему галерейный бизнес в Самаре нерентабелен?

- Я вижу, как открываются галереи: открывают банкиры своим женам, но они выдерживают меньше года, один депутат открывал галерею в «Скале», она проработала полгода. Но я верю, что, чем больше будем открывать, тем больше будет не только зрителей, но и клиентов, желающих приобретать, и тем больше людей будут задавать вопрос: «А что это? А вдруг мне это нужно?» Если в течение двух лет к нам на открытия ходила одна и та же тусовка, то за последний год мы, выставляя самые разные вещи, расширили свою клиентуру. Люди видят, что мы не гонимся за выгодой, и доверие возрастает. Мы обретаем не покупателей, а единомышленников и друзей.

- Труд галериста – подвижничество?

- Да, наверное.

- Когда вы говорите о воспитании зрителя, значит ли это, что у галереи должно быть какое-то призвание, миссия? В чем вы видите миссию вашей галереи?

- У каждой галереи есть своя модель. Вначале я занималась только коммерческой деятельностью. Но в какой-то момент поняла, что уже могу показать зрителю и то, что может не продаваться, и это требовало минимальных вложений благодаря собственникам помещения, другим людям. Георгий Пинхасов, чью выставку мы делали, сказал: «каждый художник - носитель откровения». Задача галериста, как и задача священника, донести это откровение до людей, а галерея как храм.

- Как вы выбираете произведения для выставки?

- У нас нет конкретной направленности. Мы выставляем то, что нам нравится самим. У нас есть задача начать чувствовать, а не просто смотреть. Я родилась в семье художников, и мой папа, искусствовед, говорил: «Глаза всегда врут». Мы заточены не на результат, а на процесс. Наши художники - гении процесса – других художников нужно понимать умом, а от наших зритель заражается, и сам хочет творить. В перспективе мы хотим организовать студию, проводить в ней мастер-классы по рисунку, фотографии, чтобы люди поняли, что они творцы. Границы мышления человека расширяются – расширяется его бизнес. Однажды наш посетитель, глядя на картины известной примитивистки Кати Медведевой, сказал: «Я тоже могу, как она». Она ответила: «Не надо, как я, смоги, как ты!»

- «Арт-холл» стал первой частной галерей, выставляющей и продающей самарское современное искусство. Я имею в виду выставки Анатолия Гайдука с Леной Дендиберей и ЧЖНС. Как вы решились на такой шаг?

- Мне приснился сон, в котором мне предлагали картины для выставки и голос говорил: «Их надо взять!» На следующий день пришла девушка с парнем, стали показывать мне свои картины. Я сказала: «Мне это все снилось. Мне не нравится, но давайте попробуем». Так я познакомилась с Леной Дендиберей и Толей Гайдуком. Со временем я поняла, какие это зрелые души. Наверное, взрослее, чем я. Наверное, если бы не сон, я не стала бы их так изучать. Я как Алла Шахматова: первая реакция – «нет». «Не буду смотреть - да и все». Но присмотревшись, я поняла, что это совсем другая энергия, другое видение. Людям это может быть интересно.

С ЧЖНС меня свела Алиса Богданова. К современному искусству я отношусь настороженно, и сама бы я не обратила на них никакого внимания, но она была очень настойчивой, пригласила к себе посмотреть их работы. И я начала всматриваться. Ребята показались мне поразительного внутреннего целомудрия. И это есть в их живописи.

- Есть ли у молодого самарского искусства коммерческий потенциал или вы из чистого интереса его показываете?

- И продаем! Продали несколько работ Дендибери и ЧЖНС. Если я вещи чувствую, то смогу донести это до клиента. Салонную живопись продавать легко, но с ней никуда не движешься, а себе я ставлю в зачет, что клиенты, которые покупали Блохина, теперь покупают ЧЖНС. Когда к нам приходят потенциальные покупатели, мы им сразу говорим: «С самарскими художниками не работаем...» Потом, когда разговоримся, заводим в хранилище и показываем тех немногих самарцев, чьи работы у нас есть, но оговариваем: «В других галереях вы такого не найдете». Для нас принципиально важно не пересекаться с другими галереями. У нас должно быть только то, чего нет у других.

 

Беседовал Сергей Баландин

    19 августа 2014, 06:58 3715 0

    Теги: галереи, искусство, Сергей Баландин, contemporary art,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак