К радости поклонников контркультуры (понятие, конечно, странное, но, тем не менее, прижившееся), на российский книжный рынок вышел новый роман Ирвина Уэлша «Сексуальная жизнь сиамских близнецов» (М.: Иностранка, 2016. – 384 с.). 

В дополнительном представлении для почитателей современной литературы Уэлш не нуждается, его книги и фильмы по этим книгам («На игле», «Грязь») снискали мировую известность.

В новом его романе мы не видим привычных наркоманов, алкоголиков, двуликих копов и прочих маргиналов. К тому же совершенно неожиданно меняется место действия. Из мрачных трущоб Туманного Альбиона, где развиваются события предшествующих восьми романов, мы перемещаемся на солнечные пляжи и глянцево-чистые улицы Майами, в окружение подстриженных пальм и океанского воздуха. И на смену «отмороженным» героям приходят герои с вполне вменяемым социальным статусом: фитнес-инструктор Люси и ее клиентка, художница Лина.

Сюжет строится вокруг происшествия, случившегося с Люси. Не питающая никаких иллюзий, презирающая любое проявление жалости к себе и к другим Люси случайно (или нет?) оказывается замешана в кровавой уличной разборке и предотвращает намечавшееся убийство двух человек. Ее подвиг тут же становится медиабомбой: журналисты караулят ее у подъезда, приглашают принять участие в различных телепередачах, политики стремятся оказаться причастными к ее поступку. Все это досаждает свободолюбивой Люси, и она смиренно ждет, когда вся эта шумиха стихнет. Однако…

Впрочем, дальнейшее оставим внутри книги. Но давно известно, что одна и та же история может быть рассказана разными людьми так, что все герои поменяются ролями.

Безжалостный, порою просто маниакальный внутренний мир Люси, сквозь призму которого мы в основном и воспринимаем все события, уравновешивается мягким, творческим, терпимым ко всему «женским» сознанием Лины. И уже совершенно удивительным выглядит огромное количество точек соприкосновения и пересечения этих двух, казалось бы, несовместимых миров.

Но что это мы все о сюжете. Ведь главной ценностью романов Ирвина Уэлша являются не лихо закрученные сюжетные линии (хотя они, несомненно, хороши), а язык самого автора и язык его персонажей. Язык уэлшевских романов сотрясает своей развязностью, но в то же время он искренен и точен. Он как бы схватывает те наши мысли, которые ушли в подполье, не желая находиться в одном помещении с нашими же обычными суждениями и умозаключениями.

В этих двух пространствах существует и «Сексуальная жизнь сиамских близнецов». Уэлш будто спускает в просторный бассейн себялюбия, фальши и самообмана, в котором купается цивилизованное общество, канализационную трубу с бесконечным страхом смерти, несоответствия, животными потребностями и мыслями, которые приходят в голову, когда смотришь на свое обнаженное тело в зеркале. Этим романы Уэлша цепляют особенно, и новый «американский» его роман – не исключение.

Григорий Дробинин 

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год