В последние пять лет малый и средний бизнес в Самарской области истребляли как классового врага. Ликвидация торговых павильонов, киосков и других малых объектов торговли в областной столице происходит под предлогом наведения порядка в городе. В последние два года, когда в Самаре начали активно готовиться к приёму игр чемпионата мира по футболу-2018, самочувствие мелких предпринимателей ухудшилось в разы. 

Спрашивать у экспертов: «Есть ли в Самаре малый и средний бизнес?» — всё равно, что задавать вопрос о существовании жизни на Марсе. За последние пять лет в Самарской области местных предпринимателей стало значительно меньше. Кто-то уступил своё место под солнцем другим – приезжим. Кто-то и вовсе свернул свой незатейливый бизнес из-за умело выстроенных местными властями барьеров – законодательных, административных и финансовых.

Падение началось со взлёта

В 2012 году Самарская область заняла второе место в Приволжском федеральном округе (ПФО) по обороту услуг малых предприятий. А в Национальном рейтинге поддержки малого предпринимательства Самарская область заняла первое место среди 21-го пилотного региона страны. Об успехах реализации целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009 – 2015 годы в 2013 году бодро отчитался глава регионального Минэкономразвития Александр Кобенко.

Целью данной программы являлось обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области. 

Отметим, что по состоянию на 1 января 2014 года в регионе насчитывалось 116 тысяч 307 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 6 тысяч 312 малых предприятий, 400 средних предприятий, 46 тысяч 959 микропредприятий и 62 тысячи 636 индивидуальных предпринимателей.

В основном микро-, малые и средние предприятия, о которых шла речь, были заняты в те годы в торговле – почти 40%, в сфере услуг с недвижимостью - 20%, в строительстве - 10,5%, в сфере производства — 10,2%. Оборот продукции (а также услуг), производимой малыми предприятиями Самарской области в 2013 году, по сравнению с 2012 годом увеличился на 10%. Это и позволило области занять второе место среди регионов ПФО. Увеличился от ведения предпринимательской деятельности в 2013 году и объём налоговых поступлений. По сравнению с 2012 годом объём поступлений в бюджет увеличился на 14% и был равен порядка 5 миллиардов рублей. 

Министр Кобенко заявил тогда и о выплатах субсидий предпринимателям: 236 миллионов  500 тысяч рублей было распределено между 270 малыми и средними предприятиями. А всего на реализацию мероприятий программы в 2013 году было израсходовано 636 миллионов рублей (в том числе 439 миллионов – из федерального и 197 миллионов из областного бюджета).

Однако спустя какие-то два года ситуация в Самарской области кардинально изменилась.

В 2015 году региональная рабочая группа «Честная и эффективная экономика» опубликовала отчёт, в котором говорилось о рекордных темпах сворачивания малого и среднего бизнеса в Самарской области в 2012-2015 годах. Особенно резкое сокращение отмечалось в отрасли малых предприятий и индивидуальных предпринимателей с 2014 по 2015 год. В своём докладе эксперты рабочей группы освистали Антикризисный план, разработанный правительством Самарской области, и посоветовали местным мелким предпринимателям не надеяться на некую мифическую помощь, о которой так вдохновенно говорилось в документе-«спасителе». Напомним, что в Антикризисной программе, которую местные власти разработали в 2015 году и намеревались следовать ей ближайшие два года, говорилось о финансовой помощи предпринимателям на общую сумму 125 миллионов рублей. О том, что представители малого бизнеса не получили ни копейки от властей, в 2015 году открыто заявляли и представители Самарского регионального профсоюза предпринимателей.

В том же 2015 году власти Самарской области начали эффективно выстраивать новые барьеры для мелких предпринимателей – разрабатывался закон о запрете торговли в стационарных помещениях на территории города площадью менее 50 квадратных метров. Также в стационарных помещениях площадью менее 50 квадратных метров был введён запрет на торговлю алкоголем  

Убийство малого бизнеса продолжается

«Болевыми точками» малого предпринимательства в Самарской области за последние пять лет стали сверхвысокая арендная плата, коммунальные платежи (тарифная сетка которых значительно отличается от той, которая установлена для потребителей-квартиросъемщиков), федеральные торговые сети, Мундиаль и нежелание местных властей выстраивать диалог с мелкими бизнесменами.

Об этом «Засекину» рассказал предприниматель Вениамин Михеев: «В 2013 году был создан Самарский региональный профсоюз предпринимателей, который защищает права малого бизнеса. При нашей помощи был создан Совет по делам предпринимательства при министерстве экономического развития Самарской области. В его состав входили члены нашего профсоюза и многие другие представители малого бизнеса региона. Мы пытались провести через этот Совет, через главу администрации Самары несколько  интересных решений в пользу малого бизнеса. Но, в принципе, нам  ничего по-крупному не удалось сделать. Из 20 тысяч 222 малых предприятий (тонары, павильоны), существовавших в 2013 году, к 2017 году осталось  менее полутора тысячи. Многие из них были ликвидированы из-за строительства и расширения дорог в Самаре. Но по косвенным данным, сейчас существует порядка восьми тысяч таких предприятий. Из них  не имеют договоров или имеют договора, продленные на неопределённый срок,  90%. То есть у них нет никаких гарантий в будущем. Если договор продлен на неограниченный срок, то павильон могут в любой момент убрать, предупредив владельца лишь за три месяца. Поэтому малый бизнес в Самарской области чувствует себя очень некомфортно. Одной из самых крупных проблем малого бизнеса в Самаре является большое количество федеральных сетей – ритейлеров. Эти магазины в значительной степени отнимают выручку у малых предприятий. Очень высока в Самаре и арендная плата для предпринимателей. Расценки сопоставимы с Москвой. Аренда связана с кадастровой стоимостью (кадастровая стоимость земли в Самаре была изменена в 2013 году - прим.ред), которая очень завышена. Кадастровая стоимость одного квадратного метра земли под аренду торговой площади в Самаре равна 11-12 тысячам рублей. А арендная плата устанавливается в процентах для каждого отдельно взятого района города. Например, в Самарской районе - это 60%, в Промышленном и Кировском - 24% в год от кадастровой стоимости. Профсоюз предпринимателей активно пытался бороться с этими явно завышенными расценками. В пример мы приводили Ульяновскую область, где аренда составляет не более 2% в год. В адрес губернатора Меркушкина приходили письма из различных федеральных органов. В них содержались предложения о пересмотре и дальнейшем снижении арендной платы в Самаре. Однако, в свою очередь, власти Самарской области мотивировали невозможность снижения арендной платы подготовкой региона к чемпионату мира по футболу и дефицитом бюджета. При таких условиях малый бизнес не выживает. При этом отмечу, что владельцы стационарных помещений в Самаре платят налоги в восемь раз ниже, чем владельцы нестационарных строений.

В настоящее время город готовится принимать чемпионат мира по футболу. Подняты вопросы о переносе торговых объектов с трасс и гостевых маршрутов. Необходимо было подготовить площади взамен. Но это не сделано. И людям приходится в основном уходить с рынка. Потому что или ничего не предоставляется предпринимателю, или предоставляется в таких районах, где эти объекты совершенно неинтересны потребителям. Например, в посёлке Шмидта. То есть, несмотря на указания президента России усилить работу с владельцами малого бизнеса, в Самарском регионе этот процесс заброшен. Добавлю, что помимо завышенной арендной платы, большую нагрузку на бизнес оказывают и платежи за коммунальные услуги. В частности, за электроэнергию (плата за киловатт/час сейчас для торговых объектов превышает 7 рублей). Также в ходе подготовки Самары к приёму Мундиаля от предпринимателей требуют привести свои павильоны в надлежащий вид. Я это поддерживаю. Но на тех условиях аренды, предоставляемых городом – это немыслимо. Самарский профсоюз предпринимателей уже выходил к властям с просьбой снизить арендную плату хотя бы на полгода или на год для того, чтобы владельцы малого и среднего бизнеса могли изыскать какие-то средства на обновление фасадов павильонов. На приведение павильона в порядок, в среднем, необходимо 200 тысяч рублей. Предприниматель спрашивает у города: «Где их взять?». Администрация отвечает: «Где хотите. У нас денег нет». Предлагает потратить накопления. О каких накоплениях может идти речь? Все доходы, которые не уходят в городскую казну, владельцы малого бизнеса тратят на бытовые нужды.

Если сравнивать жизнь предпринимателей Самары при мэрах Дмитрии Азарове и Олеге Фурсове, то отмечу, что при первом под угрозой ликвидации были вообще все киоски. Когда пришел Фурсов, ему было не до нас. Не могу сказать, что при Фурсове проблемам предпринимателей уделяется внимание. Да, проводятся какие-то встречи, но кто туда приглашается, мы не знаем».

Целый ряд опрошенных «Засекиным» экспертов заявил, что сокращение  количества предприятий малого и среднего бизнеса в Самаре, занимавшихся  розничной торговлей, мэрия пытается оправдать якобы борьбой властей с незаконными киосками. Эту войну в Самарской области начали в 2009-2010 годы.

Помимо вышеназванных причин местные предприниматели, возможно, сами того не желая, попались в ловушки крупных поставщиков. Приобретая продукцию у них, а не у мелких производителей, самарские продавцы (перекупщики) стабильно поддерживали крупных. Тем самым успешно подготавливали почву для монополизации рынка поставок.

То, что городские и областные власти в Самарском регионе намеренно или в силу своего безразличия не обращают внимания на проблемы местных малых предприятий, а только лишь требуют с них, «Засекину» подтвердил и адвокат Андрей Соколов: «Кампания по сносу так называемых объектов временной торговли в 2012-2013 годы проводилась под эгидой «упорядочивания уличной торговли» и якобы наведения в Самаре порядка на тротуарах. Основным приёмом ликвидации торговых точек стал отказ в заключении договоров аренды земельных участков. Договоры либо не продлевались, либо торговые точки вероломно сносились под предлогом отсутствия договоров аренды. О судах и законности никто из чиновников даже не вспоминал. Важным фактором административного давления на предпринимателей стала и позиция министерства имущественных отношений  Самарской области по договорам аренды: срок договоров устанавливался в один год с кабальными санкциями за всевозможные нарушения, то есть на срок договора, в течение которого было заведомо невозможно окупить затраты на торговое место. А город, в свою очередь, навязывал внешний вид торговых павильонов и проекты, по которым разрешал строить. Соответственно, не получая возможность видеть перспективы бизнеса на 5-10 лет вперёд, развитие уличной торговли (именно в цивилизованном русле) могло сводиться лишь к торговле семечками от лица бабушек запредельного возраста, которых умело «обрабатывали» поборами все чины и ведомств контролёры. Другим важным фактором экономического угнетения предпринимателей является высокая кадастровая оценка земли, которая в три и более раз превышает аналогичную в соседних регионах. Кадастровая оценка напрямую формирует себестоимость товаров и делает торговлю неконкурентоспособной.

Надо ли обустроить уличную торговлю? Конечно, надо. Ответственными за снос объектов временной торговли в нашем городе являются администрация Самары и министерство имущественных отношений. Проблемы обустройства неоднократно обсуждались самарскими предпринимателями с мэром Самары (на тот момент им являлся Дмитрий Азаров, - прим. ред). Но, после того, как в Самару назначили сити-менеджера Олега Фурсова, таких встреч я вспомнить не могу, как и того, чтобы кто-то из чиновников интересовался тем, как живут граждане и как они занимаются бизнесом. Сегодня наиболее доступными сферами торговли являются продукты питания, промтовары и услуги. Однако не существует реальных механизмов поддержки и защиты предпринимателей. Выражается это, в первую очередь, в регулировании размещения мест торговли и рекламы. Все эти спонтанно образующиеся мини-рынки, если и имели какие-то отрицательные стороны, то связаны они были только с антисанитарией. Но нельзя не принимать во внимание, что места, где образовывается торговый ряд, в первую очередь удобен для граждан. Это значит, что торговые места нужно облагораживать, а не сносить в угоду федеральным сетям. Но, если муниципальные органы власти изо всех сил мешают развитию предпринимателей, в период избирательных кампаний чиновники столь же безудержны, когда требуют от предпринимателей размещения агитационной продукции «Единой России» в каждом торговом павильоне. 

Что понимается под нормализацией уличной торговли? Во-первых, даже при наличии зачем-то существующего департамента потребительского рынка в Самаре и Бизнес-инкубатора, мы не видим никаких возможностей, которые бы стимулировали предпринимателей к организации торговых мест, например, не в павильонах, а в капитальных строениях. Ведь сами предприниматели говорят, что получить отвод земли или разрешение на строительство в Самаре невероятно сложно: сегодня это одна из самых коррупционных сфер регулирования, и за организацию условий для бизнеса в городе следует возложить ответственность на первых словоохотливых лиц города и области».

Если экономисты и предприниматели Самарской области заявляют о том, что малому и среднему бизнесу в регионе осталось жить совсем недолго, то невменяемый экс-губернатор Николай Меркушкин особых проблем в этой сфере не отмечал. В Послании, которое он зачитал перед зрителями в театре оперы и балета в декабре 2016 года, говорилось о том, что доля предпринимателей в  Самарской области одна из самых больших в стране.  А согласно данным, добытым специально для губернатора из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день в регионе зарегистрировано 124 тысячи 199 субъектов малого и среднего бизнеса - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в самых разных сферах экономики.

Правительство, «в которое мы верим»

Правительство России вновь обещает усилить поддержку малого бизнеса. В который уже раз. Так, якобы уже в 2017 году будут усовершенствованы законодательные акты, регулирующие доступ малого и среднего предпринимательства к государственным контрактам, созданы условия для льготных лизинговых программ и выплачены субсидии. Ну-ну. Ещё очень бы хотелось, чтобы об этом хотя бы знало новое правительство Самарской области...

                                                                                                                                   Екатерина Морозова