Ужасное и непонятное лицензирование самарских УК отложили с 1 сентября на «конец октября». Чиновники разных уровней оптимистично говорят об «оздоровлении» и «повороте лицом» к потребителям услуг. Представители самих УК – о недобросовестной конкуренции, жёстких рамках и возможном росте расходов (естественно, собственников жилья). «На самом же деле» речь может идти либо об очередной показушной кампании, либо о переделе рынка без особых изменений качества.

 

Будут только розы

Федеральный закон о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами вступил в силу 1 сентября нынешнего года. К 1 мая 2015 года на рынке ЖКХ должны остаться лишь те управляющие компании, которые имеют лицензии. Выдавать лицензии, не выдавать, либо аннулировать действующие в регионе должна специальная комиссия, которая, согласно официальным сообщениям, «уже формируется». Формирование закончится в несколько размытые сроки – «конец октября» – и после того для областных УК начнется судный день (он же Страшный суд – как говорится, возможны варианты).

Чего власть хочет от «игроков рынка ЖКХ»? В несколько идеализированной форме об этом высказывался в июле и августе (когда еще ожидалось, что закон заработает сразу с 1 сентября) тогда еще и.о. губернатора Николай Меркушкин. Несколько цитат.

«…Пока руководство компаний не поймёт, что УК должны по-человечески относиться к людям, ничего не получится. Управляющая компания должна работать как хороший магазин. То есть руководитель должен понимать, что он зарабатывает в этой сфере деятельности, а его сотрудники получают зарплату. Он должен приходить к людям и спрашивать, что им требуется, он должен буквально бегать вокруг них, как хороший продавец вокруг покупателя».

«На рынке ЖКХ наведём полный порядок, и недобросовестные игроки его покинут. Компании могут рассчитывать на поддержку власти только в том случае, если будут ориентированы на созидательную работу».

И, собственно, слова, из-за которых лично мне эта позиция кажется «несколько идеализированной»: «Некоторые УК, да и ТСЖ, не совсем законопослушны и работают не для того, чтобы помочь людям, а извлечь прибыль». Тут уж позвольте мне крамолу не согласиться – будь УК благотворительными и некоммерческими, они бы имели статус НКО, а покуда они являются ООО, то просто обязаны извлекать прибыль (ну, или хотя бы не терпеть убытки), иначе будут обанкрочены и закрыты. Другое дело, сколько прибыли и за счет чего извлекается. Но это и «другой вопрос».

 

Будут только слёзы

Сами руководители УК и ТСЖ до сей поры изображали из себя тех самых персонажей, которые вынуждены «всё понимать, но говорить не могут». Не станешь же открыто критиковать позицию руководства области, города или вообще федеральный закон. Но кое-какие «голоса из подземелья» всё же доносились.

«Новый закон ориентирован, прежде всего, на наказание управляющих компаний. Большинство самарских управляющих компаний проработали на рынке 10-15 лет, а теперь им придётся доказывать, что они компетентны в своей сфере. Их будут обучать, заставлять сдавать экзамены, проверять», - заявляет гендиректор НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Петр Гаранин.

Ещё более актуальную фразу произнес начальник производственно-технического отдела «ИП Саркисян С.Г.» Павел Зиадинов: «Лицензия для нас – это бремя. На неё нужны будут средства, которые мы, вероятно, будем собирать с собственников». Эти слова отвечают (на самом деле – они были произнесены на одном и том же мероприятии, круглом столе в Общественной палате области в июле) заявлению, сделанному старшим помощником прокурора Самарской области Александром Русских: «Прежде чем начать работу и сбор средств, управляющая компания должна будет оплатить госпошлину, это позволит оградить коммунальный рынок от мошенников».

Наиболее же ёмко (и наиболее кратко) высказалась о ситуации еще в феврале председатель ТОС «Струковский сад» Надежда Курапова: «...Есть опасения, что лицензирование приведёт к коррупции. А качество работы УК и контроль за их деятельностью по-прежнему останутся на низком уровне».

 

Что же будет на самом деле?

Но давайте попробуем поглядеть на проблему беспристрастно, без идеализации «горения за людей» и криков «все разорятся!». Как говорится в известном анекдоте про блондинку и динозавра, у лицензирования УК есть два варианта, 50 на 50 – либо этот процесс будет работать на самом деле, либо не будет.

Хотя на самом деле оба варианта ведут в «одну сторону» – даже не учитывая «фактор коррупции», те, кто «на самом деле» захочет «увести с рынка недобросовестных игроков», столкнуться с серьёзной проблемой. Конкуренции-то на этом «рынке» нет, с самого начала, когда МУПы и ЖЭУ «обозвали» частными предпринимателями и поделили между ними «поляну». Никто не стоит «в очереди» с «лишним» персоналом и техникой, чтобы занять место тех, кого «уйдут». Ну, отнимут лицензию у ООО «Внучкин», изгонят его с 20-30 домов, которые оно обслуживало… И что, на следующий же день другое ООО, «Жучкин», найдёт на эти 20 домов сантехников, электриков, дворников? Да ещё будет отчаянно за это бороться с ТСЖ «Бабкин» и «Дедкин»? Конечно, нет. «Внучкина» перерегистрируют под новым названием («Кошкин», «Мышкин», «Репкин»), возможно, даже поменяют его руководителей (а может, и нет) и оставят за ним его «несчастные» 20 домов. И будут они и далее жить, как жили. А чтобы показать народу, как власть бьётся за него, пару-другую УК ли ТСЖ, помельче и понесговорчивей, показательно выпорют и прилюдно «казнят на площади»…

Но это лишь один возможный вариант. Другой куда более интересен (правда, не нам, простым потребителям услуг ЖКХ). С помощью процедуры лицензирования рынок будет зачищен от мелких игроков в пользу крупных компаний – они попросту поглотят остальные, получив их активы (те же люди и техника). И будут у нас на Самару не «много разных», а два-три «коммунальных монстра» – им и с властью договориться будет легче, и власти с ними. А что, вполне себе вариант: в конце концов, ЖКХ – бизнес вечный, а нефть, газ и прочие «ископаемые» у нас уже давно монополизированы мега-корпорациями, так что «чего отставать от трендов».

Вот только в обоих вариантах не видно ситуации, в которой «продавец бегает вокруг покупателя». Потому что как не было у УК материальных стимулов работать лучше до лицензирования, так их пока, на мой взгляд, и после не особо видно. А просто желать «светлого будущего» у нас, в России – такая национальная черта характера…

 

Дмитрий Копалиани

Фото ИТАР-ТАСС