«Засекин» выясняет, как малый и средний бизнес Самарской области справлялся со сложностями в пандемию и удается ли предпринимателям сейчас вернуться к обычной работе. Мы решили использовать для этого не официальную статистику, а истории самих бизнесменов.
Юлия Лобанова — владелица двух фитнес-центров в Сызрани. Говорит, ей в свое время повезло. А потом - не очень.
— После школы я перебралась в Москву. Там жила несколько лет, вышла замуж. Супруг тоже из Сызрани. В Москве у меня все было хорошо, я работала менеджером в крупных компаниях. Потом мы решили завести ребенка. Когда я забеременела, вернулись в родной город, — вспоминает Юлия.
На малой родине у супругов было свое жилье. К тому же рядом родные. Бабушки и дедушки, конечно, помогали с ребенком.
— Я была с дочкой в декрете. И в какой-то момент поняла, что у нас в холодильнике буквально «повесилась мышь». Стало ясно, что мне нужна подработка на несколько часов в день. Так я начала сотрудничать с местным фитнес-центром, — рассказывает Юлия.
Дочка подрастала, через какое-то время появилась возможность уделять больше внимания работе. Тогда Юлия решилась на открытие своей фитнес-студии.
— Мне повезло. Как раз в тот момент, когда я поняла, что могла бы больше работать, мне предложили взять в аренду помещение в центре города под студию. Условия были выгодные. Я подумала, что это — счастливый билет. Позвала с собой еще одну девочку-тренера, которая была очень сильная, о которой уже шла хорошая слава в городе, — рассказывает Юлия.
Сняли новоявленные бизнес-леди пустое помещение. Его еще предстояло оборудовать.
— Сразу решили, что заниматься у нас будут девочки и женщины. Поэтому захотели сделать цвет стен розовым. Я тогда наняла сотрудника для покраски зала — четыре года назад это было гораздо дешевле, чем сейчас. Все шло как по маслу, все было легко. С некоторыми трудностями я столкнулась, когда пошла открывать ИП. С юридическими деталями я в итоге так и не разобралась — наняла бухгалтера, — вспоминает Юлия.
Открытие клуба выпало на День России — празднование проходило на площади неподалеку. К тому же в провинции сработало «сарафанное радио» и репосты в соцсетях. Людей на открытие пришло много, подготовленные абонементы сразу распродали. Позже у Юлии появилась вторая студия.
— Ко мне шли работать многие хорошие тренеры, появился массажный кабинет. Желающих заниматься было много — вместить один зал мог не всех. Поэтому, я решила открыть зал еще и в другом конце города — в спальном районе, — вспоминает бизнес-вумен.
Кризис грянул внезапно.
— Мы с мужем были в отпуске в Индии, когда начиналась пандемия. По возвращению нам пришлось сидеть две недели на карантине. Это, конечно, было дико. Мы не выходили из дома, родные поднимались на лифте на наш этаж, ставили пакет с едой, уезжали. Тогда мы высовывались за пакетом. Дочку две недели видели только из окна — родители приводили ее к нашему дому во время прогулок. И вот, когда я должна была выходить из этого карантина, объявили, что фитнес-центры закрывают из-за ситуации с коронавирусом в стране, — вспоминает Лобанова.
Юлия рассказывает, что выплаты от государства хоть и были, но доход ее семьи и доходы сотрудников ее фитнес-центров значительно упал. Новые абонементы и услуги не продавались, на исходе был уже третий месяц сидения дома.
— Мы писали открытое письмо губернатору, просили разрешить нам работать. Мы объясняли, что в спорт-залы больные люди точно не пойдут, поскольку никто не станет заниматься спортом при плохом самочувствии. Мы были готовы выполнять все меры предосторожности. Ждали и надеялись на каждое новое постановление главы региона, — вспоминает фитнес-тренер.
Но главные сложности начались уже после разрешения работать для спортклубов.
— Люди боялись ходить на тренировки. Перестали покупать новые абонементы. Телефоны просто молчали. Многие клиенты стали возвращать абонементы, даже частично использованные, требовать деньги назад. До сих пор иногда у нас появляются люди, которые говорят, что не ходили на занятия во время самоизоляции, или сразу после, и просят оформить возврат денег, — рассказывает бизнес-леди.
Были и другие сложности. Во время пандемии арендодатели пошли навстречу и не просили денег за аренду. Но при выходе из самоизоляции предпринимателям напомнили об оплате за новый рабочий месяц. А денег-то не было.
— Одни арендодатели сразу после выхода из самоизоляции попросили нас съехать. Они сказали, что нашлись другие клиенты, которые готовы платить за помещение больше денег. Я как-то нашла для студии другое помещение. Но все зеркала, мебель были подогнаны по размерам под студию, которую мы снимали раньше. К тому же, у меня элементарно не было денег на грузчиков и перевозку всего нажитого из одной студии в другую. В тот момент у меня опускались руки, я просто выла на шее мужа, — вспоминает Юлия.
Кроме всего прочего, студии Лобановой, из-за отмены массовых свадеб, перестали зарабатывать на постановке свадебного танца — это было одним из направлений деятельности. За отмену мастер-классов в других городах авиакомпания не вернула деньги наличными, а лишь предоставила абонементы на другие полеты. Возврат к работе был омрачен и еще одним обстоятельством. У многих клиентов просто не было денег на оплату сферы услуг. Кого-то сократили на работе, у кого-то пострадал свой бизнес. Пришлось запустить акции — делать скидки на абонементы.
— Помогала все это пережить поддержка членов семьи. Ну и с сотрудниками, конечно, старались поддерживать друг друга. Я боялась, что хорошие тренеры, с которыми мы сработались, решат уйти, сменить сферу деятельности. Но, к счастью, не уволился ни один сотрудник. Единственное, трое девочек после самоизоляции собрались в декрет. Так и шутили, что слишком долго сидели с мужьями дома, — вспоминает Юлия.
Сейчас, по оценке Лобановой, доходы с ее фитнес-центров упали примерно на 30 процентов по сравнению с выручкой двухлетней давности.
— Но с учетом того, что прошлую весну мы сидели дома и не зарабатывали вообще, то и нынешний доход — уже хорошо, — говорит она.
Кроме того, сыграла свою роль для ее бизнеса и специфика фитнес-индустрии. После долгого пребывания «на диване» в самоизоляции многие набрали лишние килограммы. А перед летним сезоном — захотели похудеть. Поэтому в марте 2021-го снова появился спрос на абонементы.
— Я думаю, что сейчас дела у нас налаживаются. Хотя, признаюсь, временами опускались руки, были мысли и сменить сферу работы, — делится тренер.
Не все знакомые бизнесмены предпринимателя смогли устоять в кризис.
— У знакомой и ее мужа был бизнес по организации праздников. В этой сфере многим пришлось очень тяжело. Например, у моей приятельницы был упор на детские праздники. А массовые мероприятия, да тем более в детсадах, были очень долго запрещены. В итоге супругам-бизнесменам пришлось сначала съехать из помещения, которое они снимали. А потом и вовсе переехать в другой город. Насколько я знаю, моя знакомая пошла работать по профессии — юристом, — объясняет бизнес-леди.
А вот у кого-то, напротив, дела пошли в гору.
— У нас есть друзья, которые занимались продажей расходных материалов — антисептиков, перчаток. Так они себе дом за три месяца построили. Все-таки на расходники увеличились цена и спрос. Например, мы закупаем для студии бахилы, перчатки. Иногда нам отвечают, что в наличии нет, надо подождать. Так что пережили это время все по-разному, — объясняет бизнес-леди.
Если у вас есть свой бизнес — вы тоже можете рассказать нам о жизни «до и после». Связаться с редакцией можно по электронной почте: info@zasekin.ru.
Ксения Штефан
Комментарии (0)
Оставить комментарий