Ухудшение дел отдельно взятого бизнесмена едва не повлияло критически на положение птицеводства в Самарской области. Лишь оплошность Ильшата Тукаева, который не согласовал поручительство Тимашевской птицефабрики за кредит его компании «Репродукт» с партнером по птицефабрике, возможно, спасет эту отрасль сельского хозяйства в регионе. А она и без этого близка к исчезновению. Ведь Тимашевская птицефабрика на сегодняшний день осталась единственной, которая до сих пор работает.

Группа компаний «ОРТЭКС», бенефициаром которой является татарстанский бизнесмен Ильшат Тукаев, переживает нелегкие времена. Лично к предпринимателю кредиторы предъявляют претензий на сумму порядка 2,7 млрд рублей и это, возможно, ещё не предел.

Банкротами постепенно становятся все фирмы, входящие в ГК «ОРТЭКС». Это и «Племпродукт», и «Агропродукт», и «Стройиндустрия», и «Нефтесервис». Не избежал этой участи и комбикормовый завод «Репродукт», чуть не утянув за собой Тимашевскую птицефабрику в Самарской области. К единственному оставшемуся в губернии предприятию, занимающемуся разведением кур на яйца и мясо, начал предъявлять претензии Россельхозбанк. Оказалось, что птицефабрика выступила поручителем по задолженности «Репродукта». Но шанс на выживание у Тимашевки ещё есть.

Выяснилось, что прежде чем оформить поручительство, Ильшат Тукаев не согласовал этот момент с совладельцем птицефабрики Рафаилем Фаизовым. В результате договор поручительства сейчас оспаривается в арбитражных судах Москвы и Татарстана.

Кроме того, как уже писал «Засекин», за предприятие вступились администрация Кинель-Черкасского района и региональное Министерство сельского хозяйства. Поэтому пока выясняется, имел ли право г-н Тукаев без согласования с совладельцем впутать фабрику в систему своих поручительств, рассмотрение дела о ее банкротстве в Самарском областном арбитражном суде приостановили.

Забота Минсельхоза о Тимашевской птицефабрике выглядит более чем оправданной, учитывая общее положение дел в этой сфере сельского хозяйства в Самарской области. За то время, пока минсельхоз возглавлял Виктор Альтергот, в регионе эта отрасль почти полностью свернулась. Бытовало мнение, что случилось это в угоду Мордовского агропромышленного объединения (МАПО), аффилированного семье экс-губернатора Самарской области Николая Меркушкина. К делу это, как говорят в узких кругах интеллигенции, «не пришьешь». Но факты более чем красноречивы.

Например, Общаровская птицефабрика, которая долгое время была одним из наиболее известных брендов Самарской области, обанкротилась с началом правления Николая Меркушкина, а потом была продана за смехотворные 10 миллионов рублей – меньше стоимости двухкомнатной квартиры в спальном районе Москвы.

Тольяттинскую птицефабрику закрыли из-за долгов, и при этом ее так никому и не продали. Хотя покупателей искали. Её, по информации «Засекина» предлагали семье депутата Евгения Серпера, владеющей «Сызранским мясокомбинатом», и бенефициару группы компаний «Фабрика качества» Олегу Кузичкину. Однако владельцы мясоперерабатывающих предприятий не заинтересовались сделкой и, как оказалось, вполне разумно.

Позже выяснилось, что у предприятия есть не озвученные до того задолженности, а также образовались еще и огромные долги по зарплате.

Другой птичеводческий проект так называемой «команды созидания» Меркушкина «высосал» из бюджета несколько миллиардов рублей, оброс скандалами, но так и не заработал. Речь о Сергиевской птицефабрике, в разработку и строительство которой было вложено более 4,5 млрд рублей. Кроме того, Сергиевская птицефабрика оказалась связана с криминалом: куратора строительства Алексея Позмогова 26 ноября 2015 года нашли в собственной квартире явно убитым, но с предсмертной запиской. Убийцы так и не были найдены. С его безвременным уходом без ответа остались многие вопросы относительно финансирования данного проекта.

На этом фоне Тимашевская птицефабрика, оставаясь единственным работающим крупным предприятием отрасли в регионе, выглядела как островок стабильности. Но и он, судя по всему, рискует «утонуть».

Сергей Любимов