Счетная палата Самарской области проверила распределение средств на развитие инновационной деятельности, которую осуществляло региональное министерство экономического развития, инвестиций и торговли на протяжении последних четырех лет. Некоторые соратники вечно молодого врио министра и бизнес-тренера Александра Кобенко предполагают, что происходящее свидетельствует о том, его может не оказаться в новом региональном правительстве, которое будет сформировано осенью этого года. Эксперты же уверены, что недочёты в работе — не повод для смены руководителя ведомства.
Счётная палата представила результаты проверки регионального минэкономразвития и многочисленные траты вызвали сомнения со стороны аудиторов.
В частности, в 2015 году в ООО «Нанотехнологический центр Самарской области» выделили из областного бюджета 500 миллионов рублей, которые, по мнению аудиторов, потратили неэффективно.
Как оказалось, при тщательной проверке грантов, компании, учрежденные центром для реализации семи проектов, создавали под уже готовые материалы для получения дополнительных средств. Общий их объем финансирования составил 83,9 миллиона рублей.
Специалисты счётной палаты заявляют, что они не смогли установить целесообразность создания стартапов для реализации 10 проектов с общим объемом инвестиций 126,3 миллиона рублей.
Чаще всего они даже не отвечали формальным критериям инновационности и не содержали никаких нанотехнологических составляющих. Но при этом, все обладали различной̆ степенью коммерциализации. Это подтвердили и результаты экспертных исследований, которые провел независимый специалист по заказу Счётной̆ палаты.
Также они аудиторы пояснили, что системные нарушения допускали получатели субсидий и грантов из областного бюджета: некоторые «инноваторы» тратили деньги не на реализацию проектов, а на ремонт помещений или покупку оборудования.
«Засекин» обратился к экспертам, чтобы они оценили, как скажутся подобные результаты проверки счётной палаты на карьере врио министра экономического развития правительства Самаркой области Александра Кобенко, занимающего этот пост с 2012 года.
«Инновация — много лет назад стало принято отдавать дань моде на это слово, — рассказывает президент самарского обского инновационного образовательного общественного фонда „Знание“ Сергей Сидоров. — Каждый переводил его так, как хотел и на всех углах говорили про эти инновации, но никто не понимал, в чем смысл этого всего. Нигде чётко не прописано, что именно нужно использовать. На практике все сводилось к тому, что каждый интерпретировал слово так, как хотел. Поэтому и сложилась, я думаю, такая ситуация в конечном счете. Министерству надо просто отчитаться наверх и для этого необходимо показать, как осваивают деньги. А на что их тратят — уже второй вопрос».
Г-н Сидоров также пояснил, что врио министра не может отвечать за всех, ведь существуют различные регламенты, письма и прочие инструкции. По его словам, роль министра здесь не так важна, поэтому плохих последствий в его отношении быть не должно.
«Он только может выбирать, в каком направлении двигаться, ориентируясь на уже существующие программы. По большому счету, министр не сможет сказать „Вы занимаетесь ерундой“. Его вины во всем произошедшем и нет», — считает г-н Сидоров.
Юрист и политолог Виктор Полянский тоже не судит строго министра Кобенко, отмечая, что результативность проектов в министерстве зависла от многих факторов.
«Обвинять рано, — резюмирует г-н Полянский. — Вся работы будет оцениваться контрольными структурами, депутатами и губернатором, они уже решат. Работу нужно будет провести комплексно и тогда уже кого-то обвинять».
Осторожность экспертов понять можно: мало кто хочет портить отношения с министром, который, в отличии от многих своих коллег, проявляет максимальную открытость.
Кобенко не типичный вице-губернатор. Его часто можно увидеть на различных форумах и семинарах не только в качестве классической для чиновников роли «свадебного генерала», но и в качестве бизнес-тренера, мотивирующего спикера, рядового участника, он нередко посещает выставки и презентации, открыт для СМИ и с удовольствием общается с прессой и вообще находится в образе современного топ-менеджера.
Однако, некоторые собеседники, из числа окружения г-на Кобенко, отмечают, что ещё при губернаторе Николае Меркушкине ему периодически задавали вопросы по поводу эффективности работы его министерства, роль которого в современных экономических условиях должна быть не декоративной. Потому оглашение нелестных по отношению к его ведомству результатов проверки некоторые из соратников врио министра, проявляющие скромность и пожелавшие остаться не названными, расценивают как тревожный сигнал и подготовку к уходу г-на Кобенка из правительства региона. Если не до сентябрьских выборов, то, вероятно, сразу после них.
Ева Терская, Максим Уэбер
Комментарии (6)
Этот министр отлично вписывается в сегодняшние реалии: имитация деятельности при отсутствии эффективности. И всё ради распила бюджета!
Я точно знаю, что любой учредитель коммерческого предприятия давно бы уволил такого бездарного руководителя!
Но во власти всё иначе, «рука руку моет», да и деньги бюджетные же ничьи, вроде как, «бери-не хочу», главное сметы вовремя составлять. А отвечать за действия-бездействия — никто не будет!
Время такое — имитация деятельности при отсутствии мозгов…
Сырьевая экономика оглупила народ напрочь…
Ну, по сути, за это и Меркушкину был вручен орден ВВП.
Мне Кобенко изначально не нравился еще со времен назначения в 2012 г. Уж слишком молодой и дерзкий, да и прическа не чиновничья. Живет не скромно и демонстративно… Провалил инвестиционную повестку региона, понасоздавал кучу безтолковых центров вроде, Кластерного инжинирингового, Футурума, СтартапСамара, фонды и т. д. Всего более 15 компаний. Через них постоянно уводятся и отмываются деньги, по сообщениям их же сотрудников. Ращ проверки аудиторов не помогают… АВ проще в отставку уйти. Экономиста найдем толкового, самарского…
По поводу прычески чиновничей.
А у крайнева какая прическа? Не чиновничья ли?
Покажите хоть одного из ныне действующего министра, который бы хоть одну положительную эмоцию доставлял. Все кроме раздражения и злости, ничего не вызывают. Жаль, что губернатор ничего не видит.
Губер, окромя своей старой боевой подруги, мало что видит
Привыкайте, граждане