Как естественно и непринуждённо у губернатора Николая Меркушкина получается сочетать рассказы про то, что «страна ничего не производит», «все резервы страны уже на будущий год кончаются» и «надо молиться, чтобы платили пенсии», с неудержимым и всепобеждающим стремлением праздновать, гордиться и снова праздновать. А также строить «стены» и многомиллиардные планы.

 

Совершенно в стилистике бессмертной киноработы Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина «Копейка» губерния готовится отмечать 50-летие первого выпуска автомобиля «Жигули». Причём, беспрерывно в течение пяти лет. Потому что решение о производстве советского «фиата» и строительстве ВАЗа, а не нынешней абракадабры в виде АвтоВАЗа (то есть автомобильного волжского автомобильного) было утверждено будущими геронтофилами из политбюро ЦК КПСС ещё в 1966 году.

Как радостно и умилённо сообщает пресс-служба областного правительства, в среду в Москве прошло первое заседание рабочей группы по подготовке и проведению празднования 50-летия АвтоВАЗа и выпуска первого автомобиля в Тольятти.

В заседании под председательством вице-премьера правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича участвовали губернатор Николай Меркушкин, чиновники федеральных министерств и департаментов, а также областной министр промышленности Сергей Безруков, президент АвтоВАЗа Бу Инге Андерссон и мэр Тольятти Сергей Андреев. 

По словам Дворковича, если верить губернаторской пресс-службе, «первый автомобиль с конвейера сошёл в 1970 году, но решение о строительстве завода было принято в 1966 году. В связи с этим первые праздничные мероприятия начнутся уже в 2016 году. Таким образом, юбилей АвтоВАЗа фактически будет отмечаться в течение пяти лет».

Однако пока в воздухе беспомощно повис вопрос о финансировании многочисленных праздничных и около праздничных мероприятий. В частности, Дворкович заметил, что дополнительных бюджетных средств ожидать вряд ли стоит.

А ведь Меркушкин уверяет, что под 50-летие «копейки» вместе с гордостью и торжеством планируется «помимо возведения моста через Волгу в районе села Климовка, благоустройство и создание важных социальных объектов – скверов, парков, школ, детских садов, спортивных сооружений и, конечно же, дорог». То есть «привлечь миллиарды рублей».

Как рассказал после заседания самарский губернатор, «учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, было решено рассмотреть возможность разных форм финансирования празднования, в том числе государственно-частного партнёрства».

В контексте глобальных торжеств в духе тысячелетия союза России и Мордовии стоит вспомнить, что 27 сентября во втором по величине городе губернии состоялся самый массовый здесь за последние шесть лет митинг протеста. Он начался в полдень на площадке перед парком Победы. Свыше тысячи горожан вышли на акцию против массовых сокращений на АвтоВАЗе и многих других тольяттинских предприятиях. И лозунги, и выступления ораторов носили предельно отчаянный и ожесточённый характер.

На митинге выступили лидеры профсоюза «Единства» Игорь Витущенко и Пётр Золотарёв, экс-депутат Государственной думы Анатолий Иванов, руководитель партии диктатуры пролетариата Григорий Исаев, рабочие и ветераны АвтоВАЗа и АвтоВАЗагрегата. Выступающие утверждали, что грядёт сокращение пятнадцати тысяч человек на АвтоВАЗе, требовали отставки Бу Андерссона и национализации автогиганта, выплаты зарплат рабочим и сохранения АвтоВАЗагрегата, обращались к президенту страны Владимиру Путину с призывом вмешаться в ситуацию, чтобы предотвратить настоящий социальный взрыв.

Представители губернских и муниципальных властей, равно как и руководства АвтоВАЗа, на этом митинге замечены не были.

Отметим, что продажи АвтоВАЗа в августе 2015 года упали на 23,8% по сравнению с тем же периодом 2014 года - до 20 тысяч 174 автомобилей. Продажи компании в январе-августе 2015 года составили 181 тысячу 804 машины, что на 26,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

А по итогам нынешнего сентября вазовские продажи и вовсе обвалились сразу на 40,5%...

Лев Городецкий