Аукционы по продаже рекламных площадей принесли в казну нежданный и негаданный миллиард рублей. У чиновников городской администрации уже появились, словно у школьников, нашедших бумажник, планы по поводу того, как побыстрее всё это «пропить и прогулять». Тогда как перспективы дальнейшего собирания доходов за «несущей золотые яйца» курицей в Самаре совсем не так уж и радужны.

 

Посчитали – веселились

Самарские СМИ, особенно те, которые «дружат» с мэрией, полны радостными статьями и сюжетами – в результате продажи рекламных площадей на аукционах на столицу региона «нежданно-негаданно» свалился «целый лишний» миллиард рублей (в консолидированный бюджет области и города, но и городу конкретно досталось тоже немало – около 700 млн). Глава Самары Дмитрий Азаров уже поспешил «поделить шкуру» и «огласить весь список» того, куда деньги потратят: «Эти деньги пойдут на цели, важные для всего городского сообщества: на благоустройство Самары, развитие социальной инфраструктуры, строительство детских садов».

Начало, согласитесь, хорошее. Потому что «сразу потом» эта цитата продолжается так: «У нас есть совместный проект с правительством Самарской области по строительству доступного жилья, по реновации исторической части города. Сейчас идут проектные разработки, ну уже в ближайшие месяцы начнутся и реальные дела. В том числе, средства от рекламы пойдут и туда — на восстановление исторической части Самары».

Согласитесь – как-то помутнело после этих слов. Неужели именно на таинственную «реиновацию» (в ещё более непонятной связке со «строительством доступного жилья» - это в историческом центре, что ли?) нужно потратить сии немалые деньги? В Самаре, например, на ремонт одних только лифтов надо срочно (не срочно, а СРОЧНО – они скоро второй срок годности выработают) менять половину – почти на 4 млрд рублей. И это только то, что приходит на ум сразу – вместе с дорогами, детсадами, инфраструктурой ЖКХ и т.д., и т.п.

Более того (оно же – я вам еще больше скажу!), советник мэра по градостроительству Виталий Стадников о том же самом высказался куда более конкретно (а заодно и резко): «Если учесть, что этот проект предполагает снос десятков памятников, и уже выведены, благодаря этому проекту, несколько десятков объектов культурного наследия из списков памятников, то говорить о поддержке этого проекта деньгами – это говорить не о поддержке восстановления исторического центра, а о том, что таким образом будут чужие коммерческие проекты поддерживаться бюджетными деньгами».

Вот так вот «некрасиво получается». Самарская мэрия в лучшем случае ведет себя, как ребенок, нежданно получивший папин кошелек и хватающий первое, что блестит. А в худшем – «чужие коммерческие интересы поддерживает бюджетными деньгами», и поднимите, пожалуйста, руки те, кто думает, что этим она занимается «безвозмездно, то есть даром»?

 

Московские гости и бедные родственники

Еще одно важное «но» – в результате этих «победоносных торгов» преобладающая (если вообще не львиная) доля рынка рекламных конструкций Самары досталась федеральным игрокам – крупным компаниям, скупающим конструкции в Москве, Санкт-Петербурге и прочих больших городах. Получилось ли это случайно? Большинство экспертов уверены, что «работает закон рынка» – крупные звери поедают мелких.

Правда, иногда эти звери тех, кого поедают, сами ловят, а иногда им добычу «приносят на блюде». Уже после первых торгов в июле 11 местных самарских компаний подали в УФАС жалобы на то, что администрация города нарушила закон «О защите конкуренции», не допустив их к торгам с помощью искусственно созданных бюрократических препятствий. Антимонопольная служба тогда признала претензии безосновательными и ходу жалобам не дала. Что, согласитесь, «в реалиях современной российской экономики» совсем не означает, что недобросовестной конкуренции не было.

В принципе, позиция и политика администрации Дмитрия Азарова довольно последовательна – на рынке рекламы она поступает точно так же, как до этого начала «разбираться» с розничной торговлей, всеми способами «давя» малый бизнес и расчищая «поляну» крупным федеральным сетям. Оно и понятно: любой чиновник скажет, что один большой чемодан – он и крупнее, чем много маленьких конвертов, и бегать за ним в самом худшем случае придется всего один раз.

 

Обещанного три года ждут

Как говорится в старом советском анекдоте про председателя колхоза и три «Волги», «вопросов нет, есть замечание». Его уже высказали в своей жалобе 11 рекламных фирм, не участвовавших в торгах. Вот цитата, из этого документа: «Считаем, что стоимости лотов безосновательно и значительно завышены и не окупятся при её использовании. В случае повышения платы за размещение рекламы для третьих лиц, стоимость увеличивается в разы, что повлечет за собой отток потенциальных распространителей рекламы, что в свою очередь повлечет убытки, для лица, победившего на аукционе».

Скажете, обиженное ворчание проигравших? Но есть два момента, отмахнуться от которых сразу не получится. Во-первых, деньги обещанные – ещё не есть деньги заплаченные. Поспешно деля «рекламный миллиард», чиновники, мягко говоря, забегают вперед – его ещё получить надо. В Самаре уже были примеры из другой отрасли, строительной, когда «крупные федеральные игроки» приобретали (также на торгах) большие участки с обязательством «построить город-сад»… С некоторыми из них областное правительство до сих пор судится, пробуя «вернуть хотя бы что-нибудь». И, кстати, тяжба с федеральной сетью – это вам не с региональной компанией, которую и припугнуть можно, и «кто не придет – отключим газ»; у некоторых из них «крыша наверху» будет потолще и посолиднее, чем даже у губернских (и уж тем более городских) властей.

А во-вторых, в экономике, увы и ах (особенно для наших чиновников), есть вещи объективные. Например, экономический кризис, в который Россия вползает нынче всё стремительнее и увереннее. «Засекин» писал недавно о структуре рынка рекламы, в том числе и наружной, в Самаре – на топовых позициях среди рекламодателей крупные ритейлеры, продавцы автомобилей, «досуг и туризм». Ага, как на подбор – продуктовый кризис, падение производства на АвтоВАЗе и посыпавшиеся, как из рога изобилия, банкротства туроператоров. Так что давайте еще раз внимательно вчитаемся: «…Повлечет за собой отток потенциальных распространителей рекламы, что в свою очередь повлечет убытки, для лица, победившего на аукционе».

В общем, хорошая хозяйка посоветовала бы самарской мэрии не тратить миллиард (или сколько там ей «дадут на руки» - 700 млн?) на «фантики», а вложиться в то, что на самом деле нужно городу «уже вчера», потому что «светлое завтра» может не наступить еще очень долго…

 

Михаил Барклай