Руководители Минтранспорта РФ стыдливо признали, что 40% общественного транспорта в стране исчерпали ресурс годности, а 30% из них требуют немедленной замены. Тем не менее, центральные ведомства не только не спешат на помощь регионам – они, например, вырывают у Самарского ТТУ деньги, «завоеванные» тем в нелегкой «арбитражной борьбе».

 

Бессрочная езда

Есть, всё-таки, у россиян и полезные черты в национальном характере. Например, в присутствии иностранцев у нас часто просыпается совесть, и даже превращается в склонность к самобичеванию. Вот на II международном евразийском (ни в чем себе организаторы не отказали – и евразийский, и международный сразу) форуме «Такси», в прошлый четверг, замминистра транспорта РФ Сергей Аристов сделал признание – около 40% общественного транспорта в регионах России исчерпало свой нормативный срок службы. Не знаю, краснел ли он при этом, стыдливо ли прятал глаза – да и не суть. Важнее, что его слова попали в федеральные СМИ. И другие тоже, сказанные вдогонку – о том, что около 30% из отработавших свой ресурс транспортных средств должны быть списаны немедленно. Ибо представляют опасность и для пассажиров, и для экологии.

В какой-то степени, конечно, замминистра выболтал секрет Полишинеля – все мы, пассажиры общественного транспорта, если и не знали точных цифр, то уж конечно «о чем-то подобном» догадывались, буквально ощущая это своими «задними местами», подпрыгивая в такт трясущимся в то числе и от возраста «средствам передвижения». Хотя и догадываться было не надо – стоило лишь проявить немного любопытства и найти «на просторах Интернета», например, сайт Самарского ТТУ. И прочитать там о том, что «парк подвижного состава состоит из 424 пассажирских трамвайных вагонов и 236 троллейбусов. Подвижной состав предприятия вместительный и удобный, средний возраст по трамваю – 25,6 года, по троллейбусу – 20,4 года. Нормативный срок службы трамваев – 16 лет, троллейбусов – 10 лет».

Причины «этого безобразия» тоже не являются ужасной тайной и чем-то непостижимым для человеческого разума. По словам всё того же Аристова, переданным газетой «Ведомости», «в 2012 г. 35 субъектам России было выделено около 3,4 млрд руб. на покупку 619 газомоторных автобусов, 327 троллейбусов и 177 трамваев. В 2013 г. средства не выделялись, а в текущем году на обновление парков общественного транспорта и техники ЖКХ предусмотрены ассигнования из федерального бюджета. Объем ассигнований он не уточнил».

 

Как большой брат «любит» братьев меньших

Казалось бы, при такой «печальной беде» любой «кусок сыра», который бог случайно посылает общественному транспорту в регионах, должен федералов радовать. Может, и радует – да только не тот, который регионалы просят отщипнуть от их собственного. Наглядным примером стала тяжба всё того же Самарского ТТУ с Минфином РФ и областным Минтрансом за оплату по перевозке льготников в 2007 году.

Если коротко попытаться описать суть дела, то в 2011 году в Самаре были введены электронные социальные карты, которые позволили, помимо прочего, рассчитать среднее число поездок льготников в месяц. И эти подсчеты «раскрыли глаза» специалистам ТТУ на то, что если за последние годы количество поездок льготников резко не выросло (а документы о пассажирообороте общественного транспорта в Самаре годы этого не подтверждают), то областное и федеральное ведомства задолжали за них в 2007 году что-то около 917 млн рублей.

Осознав сие, ТТУ обратилось в арбитраж с просьбой «вернуть взад» льготные деньги. По итогам долгих и запутанных разбирательств, в ходе которых дело «моталось» по инстанциям, Минфин РФ таки перечислил на счета самарцев свою долю долга – 67,2 млн рублей. Остальные деньги арбитраж сократил до 394 млн рублей и «повесил» на областной Минтранс.

Однако империи, как знают все фанаты «Звездных войн», любят наносить ответный удар. 4 августа уже нынешнего, 2014 года, стало известно, что Высший арбитражный суд РФ отменил решение московского арбитража, и обязал Самарское ТТУ вернуть Минфину 67,2 млн рублей, «неправомерно» перечисленных на его счета. Регионалам публично «указали на место».

Это решение не только заставит ТТУ, и без того принесшее в 2012 году городской казне 230,8 млн рублей убытка, «обеднеть» на 67 млн. Оно фактически ставит крест и на тех 394 млн, которые «должен был» областной Минтранс. А также весьма синим пламенем могут загореться еще два иска, путешествующие ныне по тем же инстанциям – о взыскании средств за перевозку льготников в 2006 (251 млн) и 2009 (462,5 млн) годах.

Бодался, как говорится, теленок с дубом…

 

Купить жене сапоги

Можно, конечно, посочувствовать нашему ТТУ и попроклинать «зажравшихся внутриМКАДовских бюрократов», которые не оставляют регионам ни копейки на развитие общественного транспорта, особенно в жутко убыточной его трамвайно-троллейбусной ипостаси. Хотя, например, можно и спросить по поводу последней новости о троллейбусах, которых самарская казна готова приобрести 19 новых за 159 млн рублей: а что, никак не найти дешевле 8 млн за штуку? Потому как в январе нынешнего года Санкт-Петербург (не Самара, конечно) покупал 37 троллейбусов (не 19, понятное дело) у завода в Энгельсе за 217 млн рублей.

Впрочем, воруют ли самарские чиновники, или просто работают в убыток, потому что «иначе нельзя [не умеют]» – нам, пассажирам, в итоге всё равно. Видимо, если в самом ближайшем времени не прилетит в голубом вертолете волшебник, который превратит 40% российского транспорта «снова в обнову», придется последовать совету Лёни Голубкова из далеких 1990-х – купить жене сапоги, которые она теперь будет интенсивно стаптывать, шагая по городу пешком…

Дмитрий Копалиани