В Госдуме РФ вот-вот окончательно примут закон о запрете продажи крепкого пива в пластиковой (ПЭТ) упаковке. Сторонники запрета вещают о вреде пластика и спаивании молодежи, хотя на самом деле за их спинами стоят лоббирующие свои интересы производители алюминия. А приверженцы «неэкологичной тары» больше всего сокрушаются о судьбе областного бюджета, который может потерять несколько миллиардов рублей.

 «Химическая война»: полимеры против металла

Пиво – самый демократичный напиток из любимого народом «горячительного». Два кита, на которых уже давно держатся его производство и продажи в России – его должно быть много, и оно должно быть дешево. Именно поэтому российские пивовары «полюбили» пластиковую упаковку: она позволяет разливать объемы «от 1,5 л и выше», а стоит в 6 раз дешевле алюминиевой банки. Согласно последним маркетинговым исследованиям, доля пива, продающегося в ПЭТ-упаковке, достигает на рынке 50%.

И именно поэтому такая «нездоровая ситуация» не даёт покоя монопольным производителям алюминиевых банок – олигарху «отечественного разлива» Олегу Дерипаске и «американским буржуинам» из компании ALCOA, которых российские СМИ и указывают как заказчиков «всего последующего безобразия». Шансы у них победить «ПЭТ-злодея» при таком неравенстве цен (да и технологических трудностях – как вы себе представляете алюминиевую банку на 2 или 3 литра?) с помощью честной конкуренции равны нулю. Но металлурги не отчаивались – они знали, что в России с помощью честной конкуренции проблемы своего бизнеса «решают только лохи».

И из недр Госдумы РФ появляется депутат Михаил Тарасенко, «профессиональный профсоюзник» различных объединений металлургов (ну надо же, какое совпадение), который вносит законопроект о поэтапном запрещении продажи пива в ПЭТ-упаковке до 2016 года. Аргументы? Пластик-де вреден для здоровья – вызывает страшные и даже онкологические заболевания. И несмотря на то, что подтвердить столь ужасные вещи медицинскими данными пока не удалось, свершилось чудо – депутаты прониклись заботой о здоровье россиян и уже приняли документ в первом чтении.

Вся «беда момента» в том, что, в отличие от «алюминиевого лобби», лобби «пластикового» в стране нет – ПЭТ-упаковки производит в основном средний бизнес, не имеющий возможностей олигархов, что родных, что иностранных. И потому протесты пивоваров, одиночные и разнообразных союзов и объединений, пока звучат хоть и громко и во многих местах сразу, но, в глазах федерального правительства, совсем неубедительно.

 Куда утекут потоки

Самарская область в этой ситуации оказалась весьма показательной, практически всей страной в миниатюре. У нас есть два крупных «игрока пивного рынка», федеральный (филиал компании «Балтика») и региональный («Жигулевское пиво»), которые от 50% до 60% произведенного продукта разливают именно в ПЭТ. И есть «наймиты клятых буржуинов», ЗАО «Алкоа СМЗ», выпускающее, в числе прочего, и ту самую «баночную» алюминиевую ленту.

Посему неудивительно, что местные пивовары стали колотить в барабаны, баки и прочую громкую посуду, как только стало известно о «противоПЭТочном законе». Официально «Балтика» высказывается пока осторожно, отрицая планы полностью закрыть производство в губернии, но предупреждает: «Принятие закона нанесет определенный ущерб заводу и области, так как уменьшатся прибыль завода и налоговые отчисления».

И речь идет о суммах весьма немалых – в прошлом году, например, доходы в областной бюджет от акцизов на всю алкогольную продукцию составили 10,9 млрд рублей, из них 9,4 млрд – только с пива. При этом, для сравнения, поступления от продажи нефтепродуктов не превышают 5,7 млрд рублей. А вообще налогов за 2013 год собрали в губернии чуть более чем на 100 млрд, и получается, что «пивники» наполняют областную казну где-то на 10%. Так что «цена вопроса» на самом деле довольно высока и может исчисляться миллиардом-другим рублей и несколькими процентами от всего бюджета. Это подтвердил журналистам депутат Самарской губдумы Алексей Ушамирский: «Потери будут исчисляться миллиардами рублей. На заводе «Балтика» сейчас 60% продукции выпускается в ПЭТ-таре, «Жигулевское пиво» более половины объема льет в пластиковую упаковку. Так что областной бюджет от введения запрета только проиграет».

Куда более громкие «крики о помощи» раздаются со стороны журналистов и блогеров (за которыми, при желании, можно таки разглядеть «неофициальное пивное лобби»), которые грозят полным закрытием производства в области «Балтикой» и существенным сокращением на «Жигулевском пиве». Отчасти их опасения подтверждаются федеральными экспертами, которые говорят о том, что таким гигантам, как Carlsberg («Балтика»), SABMiller, SUN Interbrew, Heineken будет проще закрыть свои заводы, работающие с ПЭТ-упаковкой – транснациональным концернам нет нужды сражаться за доли рынка в России.

 Иссушение пивного кластера

Всё это очень неприятно ещё и на фоне грандиозных планов создания «пивного кластера», которые в феврале этого года озвучивал тогда губернатор, а ныне врио Николай Меркушкин. Подписывая соглашение о стратегическом партнерстве с «Балтикой», он рисовал радужные перспективы: «Создание кластера позволит нам наладить собственное производство и переработку солода и ячменя. Соответственно, это дополнительная отрасль для агропромышленного комплекса, это новые рабочие места». А еще «Балтика» обещала принимать участие в реализации региональных агропромышленных проектов и развитии экологических программ…

Со всем этим, видимо, в случае окончательного принятия «противоПЭТочного» закона придется распрощаться. Более того – сокращение производства (или вообще полное его свертывание в регионе) самой пивоваренной компании приведёт и к сокращению на ней же рабочих мест вместо роста. И все эти «бонусы» – в довесок к миллиардным потерям областного бюджета.

Вот так неожиданно (а на самом деле вполне предсказуемо) «федеральная война» пивоваров с «алюминщиками» затронула «судьбы» отдельно взятого региона.

 

Дмитрий Копалиани