Сразу двумя рейтингами побаловала прошлая неделя Самарскую область. Во-первых, агентство Standard & Poor’s обновило оценку кредитного потенциала губернии, а во-вторых рейтинг инвестиционной привлекательности регионов от Агентства стратегических инициатив определил место нашего края среди 21 «себе подобных». Губернская пресса поспешила выгодно выпятить «удачные» факты и максимально затушевать «неудачные». Но даже несильно вооруженному глазу видно, что особых поводов для радости нет.

 

Не в той стране

На прошлой неделе, 23 мая сего года, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило уровень кредитного рейтинга Самарской области на уровне «ВВ+» («умеренная устойчивость»). Подтверждение относилось к прошлогодней оценке, поставленной S&P в июне 2013 года. «Мы ожидаем, что в 2013-2015 годах более 90% доходов областного бюджета будут обеспечивать налоги, регулируемые федеральным правительством, и перечисления из федерального бюджета. Гибкие доходы области (в частности, транспортный налог и неналоговые доходы), вероятно, останутся на невысоком уровне – 6% текущих доходов», - заявили тогда международные эксперты.

И сразу обозначили первую проблему, которая в принципе закрывает какие-либо перспективы изменения рейтинга в сторону улучшения в ближайшее время – сильную зависимость от федерального бюджета. Именно она, эта зависимость, повлияла на главное негативное изменение, случившееся с лета 2013 года – S&P исправило с «позитивного» на «негативный» прогноз по рейтингам Самарской области. Потому что рейтинг России в целом был из-за нестабильной геополитической ситуации понижен на целую ступень с уровня «ВВВ» с прогнозом «стабильный» до уровня «ВВВ-» с прогнозом «негативный».

А поскольку отдельно взятые регионы у нас в стране не имеют абсолютно никакого влияния на геополитику, то и прогноз по рейтингам Самарской области просто не мог не поменяться на «негативный». Что, собственно, было отмечено S&P еще прошлым летом: «Российская институциональная система, которую мы оцениваем как развивающуюся и несбалансированную, ограничивает развитие долгосрочного финансового планирования и негативно влияет на предсказуемость финансовых показателей Самарской области и ее возможности по управлению доходами и расходами».

Что, собственно, и поспешили зафиксировать губернские СМИ (некоторые со ссылками на пресс-службу областного правительства): дескать, не мы такие, а страна такая…

 

Долговая яма в перспективе

Однако в заявлении «во всем виновата Москва» лукавства – ровно наполовину. Да, экономика России переживает нынче не лучшие времена, и да, в основном из-за ее внешней (да и внутренней тоже) политики. Но есть и «чисто свои, собственные», региональные особенности, влияющие на негативные прогнозы именно по Самарской области.

Об этом высказался директор S&P Борис Копейкин (попытавшись «утешить» руководство губернии): «Возможен пересмотр прогноза на «стабильный» в ближайшие 12 месяцев, если правительство Самарской области продолжит проводить взвешенную финансовую политику, политику управления долгом и ликвидностью, а также сможет поддерживать умеренные финансовые показатели и «нейтральные» показатели ликвидности, несмотря на давление со стороны расходных потребностей». Что означает сия витиеватая и вельми по смыслу туманная фраза в переводе на доступный (он же русский) язык? Да всё то же самое, о чем давно уже писано и переписано: Самарская область вот-вот начнёт задыхаться под бременем своего государственного долга.

То же самое Standard & Poor’s тем же самым летом 2013 года предупреждало: если будут взяты новые кредиты со сроками погашения более короткими, чем предыдущие, то рейтинг безо всяких снисхождений будет понижен. А не далее чем в конце апреля губернское правительство заявило о намерении взять заем еще на 10,9 млрд рублей – для погашения дефицита бюджета и погашения ранее взятых долговых обязательств.

Так что не надо все «стрелки переводить» на Москву – руководство губернии «и само по себе» успешно справляется с тем, чтобы кредитный рейтинг региона не рос, а падал. Можно, конечно, говорить о том, что в долговую яму губерния падает не от сильно хорошей жизни (или сильно нехорошего менеджмента), а от «правил игры», установленных Кремлем, когда задачу выполнять раздутые президентом РФ социальные обязательства «спихнули» без финансового обеспечения на регионы. Но, как понимаете, это уже «немного другая песня про зайцев»…

 

Засушливый климат

И буквально на днях опубликованы результаты еще одного исследования – национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ, составленного Агентством стратегических инициатив под патронатом ТПП РФ, РСПП, «Деловой России» и «Опоры России». По четырем направлениям регионы (числом 21) были разбиты на группы по пятибалльной шкале от А («превосходно») до Е («плохо»).

Вот какие результаты «показала» Самарская область:

- «Регуляторная среда – группа D (предпоследний результат);

-  «Институты для бизнеса» - снова группа D;

- «Инфраструктура и ресурсы» - группа Е (последний результат);

- «Поддержка малого бизнеса» - группа А (первый результат).

В итоге Самарская область вошла в IV группу регионов (предпоследняя).

Можно, конечно, радоваться тому, что «всё равно» наша губерния опередила Москву и Санкт-Петербург. Можно еще больше расстроиться, посмотрев, что во главе рейтинга – Калужская, Ульяновская и Костромская области. Ну а если вспомнить, как в течении последнего года «прессуют» тот самый малый бизнес, например, в Самаре… В общем, выбирайте, что больше нравится – либо в Самарской области инвестиционный климат находится где-то между степью и полупустыней, либо реальность – она еще хуже, чем рейтинг, по данным которого малый бизнес в Самаре обязан процветать.

Дмитрий Копалиани