Региональное правительство всерьёз заявляет о строительстве в Самаре канатной дороги, которая должна связать «Ладью» и посёлок Рождествено. В среду, 12 февраля, на заседании президиума Градостроительного совета был утверждён проект планировки территории в границах городского округа Жигулёвск и сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский. Строительство «канатки» входит в планы по созданию на правом берегу Волги туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина», который, по мнению экологов, может нанести существенный вред национальному парку «Самарская лука».

 

«Таким образом, подготовлен базовый документ, который позволит нам перейти к дальнейшей реализации проекта «Жигулёвская жемчужина» - приступить к планированию и проектированию объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, к поиску инвесторов», - высказался по этому поводу председатель правительства Самарской области Александр Нефёдов.

 

Жемчуг спорного качества

Туристско-рекреационный комплекс «Жигулевская жемчужина» должен быть всесезонным и, по задумке проектировщиков, включит в себя зоны отдыха с пляжами, этнографическую деревню, конный манеж, спорткомплекс и ту самую канатную дорогу через Волгу между Самарой и Рождествено, о строительстве которой говорят уже второй десяток лет.

Реализация туристического проекта потребует огромных  финансовых вложений, которых у Самарской области нет, особенно в свете прочих амбициозных проектов. Поэтому область будет добиваться его включения его в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)».

Между тем строительство «Жигулёвской долины» уже вызвало волну критики со стороны экологических организаций. Дело в том, что туристический комплекс должен быть размещён прямо на территории «Самарской Луки», и «зелёные» опасаются за сохранность национального парка.

Так, в сентябре 2013 года, когда проект был представлен общественности, он был критически воспринят «Гринписом России».

«Зелёные», ссылаясь на высказывание премьер-министра Дмитрия Медведева о необходимости усилить государственный и муниципальный земельный надзор за особо охраняемыми природными территориями, чтобы, как сказал Медведев, «туда не лезли с всякими разными проектами, которые противоречат статусу этих территорий».

Экологи отмечают, что «Жигулёвская жемчужина» разместится в заповедной и особо охраняемой зоне национального парка «Самарская Лука», хотя федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и положение о национальном парке запрещает строительство любых объектов в этих зонах. «Более того, закон запрещает уменьшать площади заповедной и особо охраняемых зон», - отметили гринписовцы.

Как подчеркнул председатель Центрального Совета Российской Зелёной Лиги, член Общественной палаты РФ Сергей Симак, проект включает в себя один объект, строительство которого может нанести урон национальному парку - это горнолыжная трасса на левом склоне Жигулёвского оврага, который входит в зону заповедного ядра национального парка. Однако именно строительство горнолыжной трассы, по идее заказчиков, должно обеспечить рентабельность проекта. Другого места для её размещения в этом районе тоже нет.

«С точки зрения закона от этого проекта надо отказаться, - отметил г-н Симак. – Застройщик же предлагает отказаться от заповедного режима национального парка в этой части».

Эколог отмечал, что для изменения зонирования национального парка необходимо провести федеральную экологическую экспертизу, так как это - федеральная особо охраняемая территория. Однако, как сообщил департамент информационной политики администрации губернатора, на сегодняшний день документ уже прошёл согласование с федеральным министерством природных ресурсов и экологии, национальным парком и с администрациями Жигулёвска и Рождествено, проект планировки территории также уже утверждён распоряжением правительства Самарской области. А это значит, что проект утверждён фактически в обход закона.

Экологи также отмечают, что проектом ТРК, по сути, не рассматривается развитие экологического туризма. Там есть велосипедная дорожка и пешеходные маршруты, но основная ставка комплекса делается на казино и горнолыжные трассы – более прибыльный развлекательный туризм.

 

Волгу повяжут канатами

Первым этапом реализации проекта станет строительство канатной дороги через Волгу от села Рождествено до самарской набережной в районе «Ладьи», где построят специальные вокзальные комплексы. Высота канатной дороги составит 70 метров над уровнем Волги, длина - пять с половиной километров,  то есть - это будет самая длинная «канатка» в России. Она предполагает наличие 19 отцепляемых кабин вместимостью 15 человек (девять сидячих и шесть стоячих мест) каждая. Предельная пропускная способность дороги - до 750 человек в час. Предположительная стоимость проезда на канатной дороге составит около 150 рублей.

Строительство канатной дороги, предварительно, обойдётся бюджету в 770 млн рублей, вложения в инфраструктуру составят 2 млрд рублей. Всего же проект «Жигулёвская жемчужина» будет стоить 14 млрд рублей, из которых 2 млрд – деньги федерального бюджета, 500 млн рублей – регионального, а остальные 11,5 млрд рублей – деньги частных инвесторов. По задумке, он должен быть реализован в течение девяти лет с момента начала финансирования.

Татьяна Святкина