На днях в Самаре состоялся уже второй съезд (торжественно названный форумом) советов многоквартирных домов. И на нем была озвучена фантастическая цифра – оказывается, в 97% домов города уже действуют эти самые советы. И, несмотря на удивление очень многих жильцов, иначе и быть не могло. Этого и закон требует, и для принятия малопопулярных, но весьма важных решений они нужны. В общем, процесс почти во всём напоминает «передачу» системы ЖКХ в руки «частных» управляющих компаний.
Системное «спихивание»
Система ЖКХ уже давно не дает покоя российским чиновникам. Потому что также давно (и даже еще раньше) требует не только для модернизации (эти сроки прошли уже «вчера»), но и просто для поддержания в «почти функционирующем» состоянии огромных капиталовложений. Которые, в отличие от нефти, газа или железных дорог, ни принесут никакой прибыли – потому что на следующий же день после того, как жильцам выставят «реальные» счета за «коммуналку», которые позволят окупить такие вложения хотя бы в обозримом будущем, в стране произойдет социальный взрыв класса «революция». Просто потому, что у населения России на руках таких денег сейчас нет. А если и есть, то нет такого «мотиватора», который заставил бы всех нас жить «впроголодь и прохолодь», отдавая почти весь доход «коммунальному дракону».
Потому уже давно родилась в среде номенклатуры «гениальная» идея – раз нельзя «найти» столько денег, чтобы «поднять» российское ЖКХ хотя бы на колени (с положения риз), то можно «спихнуть» ответственность за его состояние с государства на «частника». Первый этап «реформы» состоялся, когда бывшие муниципальные ЖЭУ «одним прекрасным днем» стали «частными» УК. Потому что чиновники – народ исполнительный и «начальствобоязненный»: приказали им стать коммерческими конторами, и они стали. Правда, единственная реальная польза, которую хоть кто-то смог извлечь из такого «превращения», пока состоит в том, что у мэров и глав муниципалитетов «расправились крылья» – если раньше все «шишки» за коммунальный бардак, аварии и прочие ЧП сыпались на их головы, то нынче у них появились «животные для битья», в которых они с утра до вечера мечут в основном виртуальные (ибо какой «частник», такой с него реально и спрос) громы и молнии.
Прочей «пользы» от появления УК пока нет – их «бюрократическое рождение» не привело к реальной конкуренции на рынке. Банкротить, штрафовать или еще как-то воздействовать на эти организации нельзя – «из ничего ничто не возникнет», и на место «уничтоженной» конторы никто не придет. Посему все эти «показательные порки» до сих пор напоминают бой боксера с грушей – бить можно сколько угодно, но нокаута не случится.
Тогда и произошло очередное чудо, зафиксированное новой редакций Жилищного кодекса РФ – появились советы многоквартирных домов.
Создать нельзя, но надо
Что такое СМД (вопрос не праздный, ибо не ошибусь, если скажу, что большинство жильцов Самары не в курсе)? «Домком» (ибо так привычнее еще с советских времен) – организация «интересная» с начала до конца, ибо весьма расплывчатая и неконкретная. Это «группа собственников», числом произвольная, которую не нужно нигде регистрировать (то есть, фактически нельзя проверить сам факт ее существования), инициировать создание которой может любой жилец дома.
Причем в Жилищном кодексе было четко прописано, что жители домов не просто могут, а именно должны создать «домкомы» до 18 июня 2012 года. А после того, как этого (естественно) не случилось, - например, брошюра «Как создать совет многоквартирного дома» состоит из такого количества скучно написанных страниц, что даже просто прочитать ее нормальный человек может только в качестве наказания, – право «организовывать» собрания для их избрания получили органы МСУ. И вот тогда-то, как в известном анекдоте, «масть и пошла» – уже в августе 2012 года в Самаре «советизированы» были 74% домов. Правда, на доведение цифры до 97% понадобилось уже гораздо больше времени – полтора года (хотя Дмитрий Азаров публично надеялся, что 95% будет уже в сентябре 2012-го).
А теперь самый главный вопрос – зачем, он же - «кому выгодно»? Во-первых, «председатель совета может заключать договоры с управляющей компанией (при наличии доверенностей собственников), контролировать все виды работ и качество поставляемых жилищных и коммунальных услуг, влиять на политику в части определения платы за содержание и ремонт дома». Что особенно удобно, если учесть, что не нуждающийся в госрегистрации юрлицом СМД таковым не является и необходимую отчетность вести не обязан.
Во-вторых, как говорил устами своего героя Зверобоя писатель Фенимор Купер, «самых хвостатых зверей белые забрали себе» – всё, за что люди уже давно и привычно платят, успешно «управляется» без них: электроэнергия, вода, отопление, даже утилизация отходов. Но остается статья «содержание и ремонт жилья», особенно «ремонт». Особенно капремонт, каковой «должен быть» по закону, но средств на который нет ни у государства, ни у УК. Тут нет ни места, ни особой надобности писать об этой объемной теме – достаточно зафиксировать, что оплачивать его будут собственники жилья (что существенно поднимет размер квартплаты).
Итак, теперь есть орган, «как бы контролирующий» работу УК, который, если создан «карманным», вполне может быть использован управляющими компаниями для «продавливания» своих цен на услуги, и который в том же самом случае может послушно завизировать любое повышение – например, платы за капремонт. А внешне «полномочия делегированы», все «уровни власти» могут вздохнуть с облегчением…
И что дальше?
Вся эта «пирамида скидывания ответственности» пока работает, ибо не касается основного – кошелька жильцов. Чиновники всё еще тешат себя надеждами, что «простые люди из соседней квартиры» добровольно начнут проявлять юридические и экономические знания, желание практически безвозмездно заниматься трудоемкими хлопотами, а главное – платить за дорогостоящие вещи из своего кармана. То есть, власть предержащие всё еще надеются одним прекрасным утром проснуться в Норвегии, Швейцарии или какой-нибудь Бельгии – стране с сознательным, ответственным, законопослушным и, главное, состоятельным населением. Да, и еще молчаливым и покорным – чтобы платили, как в Бельгии, но вопросы не задавали, как в России.
Правда, даже в России вопросы, когда люди всё-таки получат квитанции с выросшими цифрами платы за капремонт («кое-кто кое-где» осторожно называет цифру «до 250 руб. в месяц»), будут заданы практически неизбежно: даже возможность введения пресловутой «соцнормы», увеличивающей плату за электроэнергию на «копейку за кВт», вызвало объемную «волну дискуссий». Так что по-прежнему неясно – случится ли в России «коммунальный день Х», когда реальные расходы упадут-таки на плечи реальных людей, а не «виртуальных частников», или эту неприятную для чиновников дату снова «отложат на завтра»?
Михаил Барклай
Комментарии (2)
на этом фоне очень кстати пришелся отчёт ФАС Самарской области о состоянии конкуренции на рынке услуг управления многоквартирными домами аж за 2011 год, который появился на сайте Самарского управления на этих двух днях.
Странно, но антимонопольная служба не углядела никакого сговора на этом рынке, также не нашла раздела рынка по территориальному признаку и что самое странное, нигде не выявила монопольно высоких цен на эту услугу...
С полным отчётом вы можете ознакомиться на официальном сайте Самарского управления федеральной антимонопольной службы России
да, ФАС также не увидело чрезмерной концентрации и участия муниципалитетов в хозяйственных обществах, предоставляющих услуги управления жилфондом на рынке Самарской области.
Как-то странно всё это.