Федеральное издание «Ведомости» в статье, мгновенно растиражированной российским Интернетом, предсказывает скорый дефолт, грозящий регионам, если социальная политика федерального правительства не изменится. Кремль «спихивает» на субъекты Федерации «убыточные» расходы на «социалку», и чтобы справиться с ними, те лезут в «кредитную яму». Уже сейчас по уровню «закредитованности» Самарская область – третья в ПФО.

Долги тяжкие

Буквально неделю назад Счетная палата РФ сообщила, что государственный долг субъектов РФ увеличился по сравнению с началом года на 4,1% и составил на 1 октября 2013 года 1,4 трлн рублей. В 45 регионах цифры задолженности выросли. И Самарская область совсем не стала в этом «печальном тренде» исключением – ее «долги тяжкие» и выросли, и даже достигли «рекордных» показателей на фоне соседей.

В цифрах ситуация такова. По информации, размещенной в губернских СМИ в марте текущего года, госдолг губернии составлял около 37 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2012 годом на 8%. Тогда область занимала «почетное» восьмое место по России по этому показателю. Информация, появившаяся полгода спустя (цифры на 1 сентября) зафиксировала «тренд на повышение» – госдолг вырос до 41,3 млрд руб. На сей раз сравнивать авторы публикаций «решились» только субъекты ПФО – в нем наша область оказалась на «почетном» третьем месте, «пропустив вперед» лишь Татарстан (85,6 млрд) и Нижегородскую область (42,4 млрд).

Впрочем, «вуалировать» особо нечего, ибо цифру в 41 млрд руб. госдолга «превысили» среди остальных регионов РФ только Москва (176,5 млрд), Московская область (46,2 млрд) и Краснодарский край (80,9 млрд). Так что «по больнице» наша губерния занимает нынче «почетное» пятое место. Согласитесь, довольно быстрый «рост» за 6 месяцев…

Хочется и кушать, и худеть

Понятное дело, что губернские финансисты знают то же, что и каждая добросовестная домохозяйка (и даже многие домохозяева) – жизнь в долг весела только поначалу, а «корешки – горьки», и в целом предпочтительнее «протягивать ножки по одёжке». Что же толкает их на новые заимствования?

Основных причин федеральные аналитики называют две – объективную и субъективную. Во-первых, неблагоприятная финансовая конъюнктура – организации, имеющие прибыль и платящие с нее налог, то ли резко сократили свою деятельность, то ли повально скрывают доходы – сборы этого самого налога упали по России на 17,2% (а в некоторых регионах – более чем вдвое) от уровня 2012 года. Вероятнее, конечно, первое – о начале экономической стагнации не пишет сегодня уже только самый ленивый аналитик.

Второй «драйвер роста» региональных долгов – так называемые «инаугурационные» (они же «майские») указы президента РФ, касающиеся роста социальных выплат. Их исполнение в 2014-2016 году «Ведомости» заранее оценили в 2 трлн руб. Причем в докладе международного рейтингового агентства Standard & Poor's, на которое ссылается издание, указывается: правительство РФ вменило регионам в жесткую обязанность финансировать исполнение этих указов, но не обеспечило субъекты источниками доходов.

А платить придется немало – по расчетам S&P, только из-за повышения зарплат бюджетников расходы в 2014 году вырастут на 7% (а в 20 регионах — более чем на 10%), в 2015-м — еще на 10%. Чтобы исполнить «щедрые обещания» главы государства, регионам потребуется около 1,7 трлн руб. в 2013-2015 годах и по 1 трлн руб. ежегодно в 2016-2018-м. В половине регионов уровень долга может превысить 60% текущих доходов (сейчас – в 21 регионе). А долги Белгородской и Саратовской областей уже равны почти 100%, Мордовии – более 190%.

Что случилось в стране такого «глобального», что заставило президента и правительство «скинуть» свои обязательства на «нижний уровень» власти? Сам Владимир Путин объяснил это 1 сентября нынешнего года «неблагоприятной ситуацией на мировых рынках». «Независимые» эксперты не забывают о расходах на «статусные» проекты (Сочи-2014, скоростная магистраль Москва-Казань, ЧМ-2018 и др.), отказываться от которых Кремль не хочет, даже несмотря на «неблагоприятную ситуацию». О стагнации российской экономики – см. выше.

В общем, пока получается как в ресторане, когда, попив, поев и попев «караоке», босс, пошарив в карманах и не найдя в них бумажник, милостиво «приглашает» расплатиться за него подчиненных…

Чем бюджет успокоится

Чем же может закончиться «революционная ситуация», когда «верхи не хотят», а «низы не могут»? Мнения экспертов, как обычно, расходятся.

Кое-кто уверен, что в итоге федеральному правительству придется-таки раскошелиться самому. Вполне возможно, что до 2018 года будут реструктурированы все бюджетные кредиты. Есть вариант, по которому федеральный центр продолжит давить на регионы, требуя выполнения президентских указов, но сами эти указы будут тем или иным образом «подкорректированы». К примеру, сроки обязательного переселения из ветхого жилья уже перенесены на два года.

Да и сами долги могут быть фактически «заморожены» – Татарстану и Краснодарскому краю их уже пролонгировали на 20 лет под символические проценты, и «многие губернаторы захотели того же». Хотя у Казани и Краснодарского края «священные» для нынешнего правительства оправдания – Универсиада-2013 и Олимпиада-2014. (Кстати, по этому «принципу» Самарская область как «регион-участник» ЧМ-2018 «имеет некоторые шансы».) Наконец, некий чиновник Минфина заявил «Ведомостям»: «Есть и такой вариант, как рефинансирование коммерческого долга бюджетным».

Не исключен и «жесткий вариант». Standard & Poor's устами одного из своих сотрудников заявляет: «Никаких юридических обязательств у Федерации по спасению регионов и муниципалитетов от дефолтов нет. Руководство Минфина неоднократно говорило, что дефолты на региональном уровне неприемлемы, но никто не обещал всем помочь».

Единственное, в чем сходятся специалисты – к серьезным структурным реформам, которые могут поправить ситуацию, власть сегодня не готова. Standard & Poor's: «Сценарий структурных реформ, которые бы резко снизили дисбаланс доходов и расходов бюджетов, маловероятен». Им вторит и глава Сбербанка Герман Греф, по мнению которого власть сегодня «не готова к реформам и не понимает, как их надо проводить», даже несмотря на то, что «задержка с экономическими преобразованиями несет большие риски». В общем, и неудивительно – для того, чтобы сейчас заставить Кремль «поделиться» с регионами почетной и, самое главное, «доходно-усмирительной» ролью «резчика бюджетного пирога», должны произойти более серьезные события, чем «неприятности на мировых рынках»…

Дмитрий Копалиани