70% лифтов Самарской области могут выйти из строя в любой момент – несмотря на то, что средств на их замену или модернизацию нет.  Однако только простое «путешествие» по страницам региональной прессы приводит к потрясающему открытию – 6 лет назад в не менее срочном ремонте нуждалось примерно то же самое количество «подъемных механизмов».

2007: сроки вышли

«70% самарских лифтов нуждаются в срочной замене. Они служат уже более 30 лет, и давно устарели. В самом плачевном состоянии распашные лифты». Эта информация прозвучала в эфире ГТРК «Самара» в августе 2007 года. «Время Х» наступило тогда потому, как объясняли эксперты из числа сотрудников ЖКХ, что в 1970-1980-е годы активно строились и заселялись жилые дома повышенной этажности с лифтами, гарантированная жизнеспособность которых не превышала срока в 25 лет, установленного техническим регламентом.

Впрочем, тогда совсем не редкими были и «динозавры» – те самые распашные лифты образца 1940-1950-х годов, от которых окончательно избавиться удалось лишь в 2010 году, когда заменили последний.

2011: вся надежда на программу

«В Самаре работает около 5 тыс. лифтов в жилых домах, из них более 70% выработали ресурс безопасной эксплуатации. Заменить и модернизировать их предполагается до 2014 года включительно». А это уже из статьи 2011 года. Четыре года прошли, а «магическая цифра» 70% осталась непоколебима.

Оптимизма автору материала тогда придавала городская программа «Развитие лифтового хозяйства городского округа на 2008-2012 годы». Тогда, в 2011 году, по сей программе на самарские лифты было выделено 50 млн руб. Правда, уже замена одного «агрегата» на продукт производства Щербинского лифтостроительного завода стоила ни много, ни мало 1 млн. руб. Посему нехитрая арифметика подсказывала: из примерно 5000 самарских лифтов нуждаются в модернизации 70%, то есть 3500. Отремонтированы были в лучшем случае 50 (то есть 1%), так что 3450  подъемников так и остались с выработанным ресурсом.

Оставался и вопрос – что именно внушало оптимистичный прогноз закончить модернизацию в 2014 году, если теми темпами за 3 года можно было заменить лишь 150 лифтов? Правда, журналисты бодро написали: «Есть надежда получить федеральное финансирование». То есть, рассчитывали на «подарок» размером в 3 млрд руб. Да, в 2011 году вера в федеральное правительство была еще очень сильна…

2012: худшая половина

В конце следующего года в СМИ уже появились точные цифры. А прогнозы стали более пессимистичными.

В Самаре оказалось 5760 лифтов. Из них срок эксплуатации выработали 2637, то есть 46%. Отремонтировать их никакой возможности уже не было: городская программа 2008-2012 года завершилась – потрачено 300 млн руб. (то есть, за 5 лет были отремонтированы около 300 лифтов). «Волжская коммуна» мрачно резюмировала: «Если темпы ремонта и замены лифтов останутся прежними, как в минувшие 5 лет, то на обновление «старого подъемного фонда» Самаре понадобится более 40 лет. И за это время «на пенсию» выйдут еще сотни кабин»... И далее: «На тотальное обновление лифтового хозяйства города требуется не менее 2,2 млрд рублей. Сумма для города – неприподъемная». О федеральной «халяве» уже никто и не вспоминал.

Причем, как и положено старым и уже негодным конструкциям, лифты ломались, и часто – в месяц регистрировалось 30-40 случаев вызова аварийных бригад для «вызволения» застрявших. Усугублял ситуацию и странный парадокс – вместо увеличения стоимости обслуживания аварийных подъемников УК ее снижали. «Конкурирующие компании снижают цены за обслуживание лифтов, тогда как по расчетам Национального лифтового союза, на содержание и ремонт одного лифта требуется как минимум четыре тысячи рублей, - сокрушался гендиректор ЗАО «Самаралифт» Евгений Аброськин. - Некоторые управляющие компании вообще отказываются оплачивать содержание лифтов, несмотря на договорные обязательства».

2013: возвращение 70%

А на днях мистическим образом вернулась цифра 70%. Правда, теперь это число неисправных лифтов не в Самаре, а уже по области. Об этом на заседании комитета по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды Самарской губдумы сообщил заместитель министра энергетики и ЖКХ региона Сергей Ульянкин. Не обошлось и без чудес: меньше чем за год сумма ремонта одного лифта увеличилась вдвое – по словам Ульянкина, на это ныне необходимо 2 млн руб. (и позвольте не комментировать столь феерический рост). «По сути, эти лифты могут остановиться в любой момент. Я говорю лишь об объектах, которые работают. Есть еще отключенные лифты, которые не учтены. Их тоже нужно менять», - нагнетал пессимизм замминистра.

И денег по-прежнему нет. Министерство подготовило и согласовало программу по обновлению лифтов, и предполагалось, что она стартует в 2013 году. Но финансирования «не случилось». В бюджете области на 2014 год эти расходы также не предусмотрены. Что делать?

Ульянкин предложил снова «залезть в закрома» и «по сусекам помести»: «Сейчас прорабатывается возможность включить замену губернских лифтов в программу капитального ремонта. Если это произойдет, то эта статья расходов может поглотить 70% расходов на капремонт». То есть, практически единственная возможность предотвратить падения лифтов от ветхости – не перекрывать крыши и не ремонтировать фасады. Ну а риторический вопрос «что же вы там все делали с 2007 года?» можно и не задавать – время ушло, лифт уехал…

Дмитрий Копалиани