Самарский авиационный завод «Авиакор», являвшийся в своё время одним из флагманов советской авиационной промышленности, окончательно превращается в кризисное предприятие. Несмотря на все заявления о модернизации и развитии производства, предприятие продолжает терять заказы и приоритетные позиции. Год назад возглавивший совет «Авиакора» «эффективный менеджер» Сергей Лихарев 23 сентября покинул свой пост, так и не сумев вдохнуть новую жизнь в некогда знаменитый завод.

Напомним, 11 июля 2012 года губернатор Самарской области Николай Меркушкин провёл встречу с  бенефициаром «Базового элемента» и «Русских машин» Олегом Дерипаской и Сергеем Лихаревым - тогда ещё  генеральным директором компании «Базэл Аэро». Через две недели стало известно, что последний был назначен на должность директора по авиационному бизнесу корпорации «Русские машины» и будет выводить ОАО «Авиакор — авиационный завод» из кризиса. Перед ним были поставлены задачи по расширению и укреплению авиастроительного бизнеса корпорации, сосредоточенного вокруг «Авиакора». В частности, речь шла об увеличении портфеля заказов на самолеты Ан-140.

Ранее, с 2004 по 2007 годы, г-н Лихарев уже возглавлял «Авиакор» в качестве генерального директора. Теперь он возвращался на самарский завод в должности председателя совета директоров, а кресло генерального директора при этом сохранялось за Алексеем Гусевым. Тогда эксперты с энтузиазмом восприняли это назначение, видя в г-не Лихареве вероятного спасителя «Авиакора».

Следом за новостью о назначении Лихарева местные СМИ запестрели сообщениями о первых признаках возрождения завода. Официальные документы гласили, что в первом полугодии 2012 года выручка «Авиакора» выросла до 557 млн рублей – более чем в шесть раз по сравнению с январем-июнем 2011 года. Убыток завода сократился на треть - до 163,49 миллионов рублей. При этом небывалое увеличение доходов произошло из-за продажи Министерству обороны всего одного самолета Ан-140, за который «Авиакор» получил 486,5 миллионов, что составило 87,3% выручки завода в первом полугодии.

Ан-140 не взлетел с «Авиакора»

Именно с заказами на производство Ан-140 связывали областные власти и менеджмент предприятия развитие «Авиакора». «В этом году из цехов «Авиакора» выйдет шесть самолетов - это максимальное количество за последние 12 лет», - смело заявлял Николай Меркушкин в конце 2012 года.

Однако завод не смог исполнить обещание регионального покровителя. К концу 2012 года завод смог  сделать только два из шести заказанных Минобороны самолётов Ан-140 плюс осуществить модификацию двух самолетов Ту-154. При этом убыток авиационного завода по итогам 2012 года составил 642 млн рублей. Он наполовину вырос по сравнению с 2011 годом и почти в два раза - по сравнению с 2010-м.

Подводя итоги года, Алексей Гусев назвал работу предприятия «удовлетворительной». Четыре самолета, изготовленные за год, по его мнению, являются для «Авиакора» достижением. «Такое количество новых самолетов наше предприятие не выпускало с 1998 года, - признавал г-н Гусев. - Тем не менее, мы понимаем, что возможности предприятия используются не в полном объёме – имеющиеся площади и оборудование позволяют выпускать до шести самолетов в год. Мы планируем выйти на этот показатель в 2013 году».

Завод планировал нарастить выпуск Ан-140 за счёт остановки производства легендарного авиалайнера Ту-154, о чём было объявлена в феврале этого года. Громкое решение было принято в связи с отказом Минобороны закупать Ту-154. «Страна знала о том, что самолёту Ту-154 придёт время сходить с арены, специалисты готовились к этому. К этому не готовы власти. Нет политической воли, чтобы обеспечить россиян среднемагистральными самолётами отечественного производства», - сетовал по этому поводу Геннадий Кулаков.

Оборона обошлась без Самары

В апреле 2013 года пресс-служба «Авиакора» оптимистично доложила, что  завод получил новый заказ от Минобороны - на производство трёх самолетов Ан-140. Согласно заявленным планам, «Авиакор» должен  произвести их и передать заказчику в течение этого года. По состоянию на апрель, «Авиакор» должен был министерству ещё два из шести самолётов по заказу 2011 года. Судя по официальным сообщениям, с апреля по сегодняшний день завод так и не передал заказчику ни одной машины. Пресс-служба «Русских машин» на момент публикации материала не ответила на запрос Засекин.Ру о том, сколько самолётов было выпущено «Авиакором» в этом году и сколько запланировано в оставшиеся три месяца. Таким образом, мы можем сделать вывод, что завод «задолжал» государству пять авиалайнеров.

Примечательно, что апрельский контракт «Авиакора» был остаточным от заказа в 120 самолётов, который в ноябре 2012 года анонсировал Николай Меркушкин. После череды трансформаций к началу 2013-го этот заказ «усох» в десять раз – до 12 Ан-140. Однако и эта цифра оказалась завышенной. В итоге министерство заказало у самарского производителя всего три машины, отдав предпочтение самолёту Ил-112, производства Воронежского акционерного самолётостроительного общества.

Член совета директоров «Авиакора», президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичёв связывает провалы «Авиакора» с недобросовестной работой его партнёра – украинским конструкторским бюро «Антонов», который затягивал исполнение своих обязательств, «когда потребовалось внести мелкие изменения в конструкцию самолётов».

«Авиационный завод сейчас переживает сложные и трудные времена – это факт. Трудности с выполнением заказа  на АН-140 были связаны скорее с политическим моментом, учитывая сложные отношения между Россией и Украиной. Проблемы возникли с конструкторским бюро «Антонов», все обязательства, которые «Авиакор» на себя взял, он выполнил», - резюмирует г-н Фомичёв.

Лихарев до последнего не терял надежду

Озвучивая дальнейшие планы по развитию «Авиакора», Сергей Лихарев заявлял о том, что заводу нужно всего 3-5 лет, чтобы модернизировать производство и выйти на международный рынок.

«В 2013 году мы должны выпустить шесть самолётов, а дальше выйти на цифру в 12-15 самолётов», - озвучивал он свои планы. Под его кураторством завод также планировал реализовать ряд громких проектов, которые, как  стало очевидно, теперь не будут реализованы ни с его участием, ни без него.

В частности, топ-менеджер «Авиакора» анонсировал реализацию проекта по сборке самолетов Q400 одноимённого канадского холдинга Bombardier. Этот проект у г-на Лихарева и самарского завода «увёл» Сергей Чемезов, чей «Ростех» заинтересовался новым производством и уже ведёт переговоры с канадцами о создании совместного предприятия по сборке Q400 в Ульяновской области.

Но в понедельник, 30 сентября 2013 года, стало известно, что Сергей Лихарев покинул пост директора по бизнесу «Русских машин» с формулировкой «по собственному желанию» и в ближайшее время оставит кресло председателя совета директоров «Авиакора». Отраслевые эксперты считают, что причиной этой отставки были проблемы в исполнении заказов Минобороны, которые заявлялись как основное направление в работе менеджера. Он не смог за год восстановить умирающий завод и не решил поставленные перед ним задачи.

«В России есть такая практика как поиск «стрелочников», - рассуждает президент Самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание» Сергей Сидоров, - когда невиновного человека делают виноватым. Наверняка, его уход связан с тем, что не суждено было сбыться амбициозным планам руководства, но я не думаю, что в этом есть вина Лихарева».

«Я знаю Сергея Лихарева как эффективного менеджера. Он не  один год успешно работал как на авиационном заводе, так и на других объектах, - рассказал Засекин.Ру Валерий Фомичёв. - Это его личное право - менять место работы. Но мне он нравился и как менеджер, и как руководитель».

Дерипаска должен поделиться заводом с государством

Согласно квартальному отчёту ОАО «Авиакор - авиационный завод», в первом полугодии 2013 года предприятие получило убыток более 495 млн рублей - втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, почти в два раза, до 1 млрд рублей, выросла и выручка компании.

«С такими минимальными объёмами самолётов «Авиакор», скорее всего, не выкарабкается из ямы, в которую он попал, - рассуждает депутат Самарской губернской Думы Сергей Ракитин. - Производство трёх-четырёх самолётов Ан-140 - это очень мало. Этого не хватит, даже чтобы содержать предприятие, расходы на производство не будут покрыты. На мой взгляд, единственный вариант спасения предприятия - попытаться переориентироваться на сборку других моделей».

Эксперты считают, что судьбой «Авиакора», как и всех стратегических предприятий, должно заниматься государство в лице областного правительства.

«Современное производство требует нового подхода. На всех заводах активы износились на 90% и больше. Сегодня догонять западный уровень производств на каждом предприятии – это чрезвычайно накладное дело, которое не по силам ни одному заводу», - считает Геннадий Кулаков.

Татьяна Святкина