Специальная комиссия Генеральной прокуратуры РФ, расследовавшая обстоятельства незаконного обналичивания денежных средств в Самарской области, завершила свою работу. В частности, прокуроры из Москвы изучали работу местных силовых контролирующих ведомств с точки зрения их противодействия «обналичке». Информация о результатах проверки попала в региональные СМИ, однако частично уже опровергнута официальными органами. Наиболее резонансным последствием прошедшей ревизии эксперты называют проверку в Поволжском отделении Сбербанка, инициированную Центробанком после визита федеральных прокуроров.

Самарскую область уже давно называют центром масштабной незаконной «обналички», что признавали не только игроки финансового рынка, но и официальные лица. Так, в конце прошлого года губернатор Николай Меркушкин публично заявил, что за 2011 год через региональные фирмы-однодневки было отмыто около 52 млрд рублей.

По данным областного ГУ МВД, за 7 месяцев 2013 года в регионе обналичено примерно 690 млрд рублей, при этом банковские операции на сумму около 112 млрд рублей вызывают подозрение у правоохранительных органов. В 2012 году было возбуждено 6 уголовных дел, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств на сумму около 5 млрд рублей. Два из них, в которых ущерб государству оценивается в 1 млрд и 900 млн рублей, были направлены в суд.

Силовики под ударом

«Самарское обозрение», опубликовавшее данные о результатах проверки без ссылки на источник, утверждает, что после проведённой ревизии Генпрокуратура вынесла представление на имя руководителя областного ГУ МВД Юрия Стерликова. Однако начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн опроверг эту информацию.

«Представления от Генеральной прокуратуры на имя начальника главка не поступало», - заявил  Гольдштейн в разговоре с корреспондентом Засекин.Ру.

Это ставит под сомнение и утверждения издания о других представлениях Генпрокуратуры – на имя руководителей областного Управления экономической безопасности и противодействия коррцпции Антона Полыгалова и областного Управления федеральной налоговой службы Константина Шелудякова. В Генпрокуратуре РФ к моменту публикации материала на запрос Засекин.Ру о результатах проверки ещё не ответили. В Прокуратуре Самарской области подчеркнули, что не имеют права комментировать проверку вышестоящего ведомства. Однако наши эксперты подтверждают информацию о том, что работа столичной комиссии затронула практически все соответствующие контролирующие ведомства.

Формализм вместо мониторинга

О том, что ответственность за рост нелегального обналичивания лежит на государственных органах, говорят и банкиры. Так, в пресс-службе ВТБ24 корреспонденту Засекин.Ру рассказали, что в банке, как и в других крупных финансовых организациях, есть штат специалистов по противодействию легализации доходов, полученным преступным путём. Есть несколько специалистов и в Самаре, которые отслеживают подозрительные операции и сразу передают информацию в Росфинмониторинг и другие ответственные ведомства.

«Другое дело, что система работы между банками, ЦБ РФ и Росфинмониторингом сильно формализована, и банки тратят много времени на то, чтобы все отчеты соответствовали принятым формам. Это время они могли бы с большей эффективностью пустить на более детальное изучение сомнительных операций», - отмечает пресс-служба банка.

Как рассказал порталу Засекин.Ру вице-президент, руководитель службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ24 Игорь Венгеров, сегодня банкам приходится проводить «настоящие следственные действия» по выяснению экономической сущности проводимых операций, что не только не соответствуют характеру их деятельности, но и приводит к серьёзным административным расходам. Банки же не должны прилагать целенаправленные усилия для подтверждения подозрений о незаконности проводимых операций, их обязанность - сообщать о своих подозрениях в Росфинмониторинг, чтобы уполномоченное ведомство проводило собственное «расследование».

Центробанк напомнили про «обналичку»

Комиссия Генпрокуратуры направила письмо начальнику регионального управления Центрального банка РФ «о необходимости активизации работы в сфере борьбы с незаконным обналичиванием и своевременном направлении в правоохранительные органы любой имеющейся информации о предполагаемых нарушениях законодательства». Как считают операторы рынка, именно это стало причиной внезапной проверки самарского отделения ОАО «Сбербанк России» со стороны Центрального банка РФ, специалисты которого должны поставить точку в споре о  том, насколько эффективно кредитное учреждение борется с легализацией доходов, полученных преступным путём.

По данным прокуроров, за восемь месяцев 2013 года через Поволжский Сбербанк было обналичено около 140,473 млрд рублей, в 2012 году – всего 3,198 млрд рублей. Вторым по объёму обналиченных средств в регионе стало тольяттинское отделение АКБ «Ак Барс», через которое весной и осенью 2012 года, а также в марте 2013 года было обналичено около 11,527 млрд рублей.

«Проверка Сбербанка – это очень правильная мера, - высказался по этому поводу депутат Самарской губернской думы Михаил Маряхин. - Потому что действительно нужно начинать с самого крупного банка и проверить работу его менеджеров на предмет проведения незаконных операций».

В Поволжском банке уверяют, что названные цифры сильно завышены. Сам банк не зафиксировал кратного увеличения объёмов операций, связанных с оборотом наличных средств. Также банкиры замечают, что в соответствии с нормами ФЗ-115 сведения о подозрительных операциях регулярно направляются в правоохранительные органы, и финансовое учреждение может отказать клиенту лишь после официального заключения соответствующих ведомств.

Маленький эффект большой проверки

Эксперты уверены, что визит ревизоров не станет серьёзной проблемой для Сбербанка – никто не собирается лишать его лицензии. При этом банкиры даже сочувствуют коллегам, по их мнению, в подобной ситуации может оказаться любая кредитная организация. Особое же внимание к Сбербанку они объясняют его долей на рынке. Если до 50% всех операций по обналичиванию проходит именно там, стоит ли удивляться, что и процент незаконных операций в Сбербанке соответствующий.

«Подобные проверки осуществляются регулярно, в самом факте проверки Сбербанка нет ничего форс-мажорного. Другое дело – масштаб подобной операции, - рассуждает директор филиала Самарский ОАО «Балтинвестбанк» Артём Маслов. - Сберегательный банк осуществляет не менее трети банковских операций в Самарской области. Соответственно, можно судить о масштабах проверки, которую собирается провести Центробанк. В абсолютных цифрах она будет носить достаточно серьёзный характер».

«Центробанк имеет серьёзные полномочия, вплоть до отзыва лицензии. Но, конечно, у Сбербанка никто лицензию не отзовёт. Проверка Центробанка грозит ему штрафами и, может быть, кадровыми изменениями, - считает кандидат юридических наук, генеральный директор «ЛексФинансГруп» Наиль Идрисов.

Специалисты уверены, что решить проблему незаконного обналичивания можно лишь отрегулировав взаимоотношения банков и надзорных ведомств.

«Чтобы повысить эффективность механизма, должны произойти серьезные изменения в области надзора, - считает Игорь Венгеров. - Новый подход должен сосредоточить усилия всех субъектов на мерах, способных реально противостоять попыткам систематического использования банков в целях отмывания незаконно полученных средств. Главная роль в решении этой задачи принадлежит Росфинмониторингу и Банку России: они должны чётко сформулировать подходы, которыми будут руководствоваться банки в работе с клиентами. Если это будет сделано излишне формально, велика опасность, что банки снова будут вынуждены уделять время корректному составлению сообщений и своевременной их отправке, а не анализу деятельности клиентов».

Иван Лисовицкий