Уголовное дело против депутата Самарской городской думы Сергея Богданова передано в суд уже третий раз. Два первых раза его  возвращали на доследование. Но нынешние собственники «Самарского резервуарного завода» пока полны решимости «наказать» виновного, по их мнению, экс-директора.

Депутат «прохладной жизни»

Сергей Богданов – человек в «самарской тусовке» не совсем, скажем так, заурядный. Она (тусовка), например, до сих пор помнит карнавал 2005 года, когда Богданов возглавлял процессию ряженых в костюме, образе и даже автомобиле Элвиса Пресли (вишневый «кадиллак» той же модели, что у «Короля», купленный на аукционе). Это было так ново и неожиданно «по тем порам», что одна самарская журналистка что-то у него спросила, а потом быстро попрощалась: «Говорят, тут где-то сам Богданов, мне надо его найти!»

А еще депутат Богданов просто невозможно образованный человек. Судите сами: вертолетное училище («младший лейтенант, мальчик молодой…»), Удмуртский госуниверситет (специальность – юрист),  Самарская государственная экономическая академия («Руководство и управление предприятием»), Самарская академия государственного и муниципального управления.

Карьерный рост его происходил в «недрах» компании «Волгабурмаш», принадлежавшей тогда Андрею Ищуку, тоже весьма оригинальному человеку – создателю сильнейшего в мире женского баскетбольного клуба, владельцу «майбаха», жилья в Чехии и автору исторического романа «Погоня за Бонапартом». Видимо, подобное притягивается подобным – Богданов быстро «пробежался» по менеджерским постам компании, «увенчав» карьеру постами гендиректора заводов «Термостепс» и «Самарского резервуарного».

А когда его шеф Ищук пошел в губернскую политику, став (хоть и ненадолго) сенатором от Самарской области, Богданов «стройным рядом» двинулся в политику городскую – уже второй созыв подряд заседает в гордуме, периодически отмечаясь громкими заявлениями, вроде предложения отменить прямые выборы мэра областной столицы.

Только экономика…

Однако всё хорошее имеет печальную привычку заканчиваться. Когда Ищук, «выдавленный» из губернии артяковцами,  расставался со своими активами и покидал родину предков ради родины предков Карела Гота, он, как рассказывают любители «городского фольклора», сказал своим «бывшим соратникам» фразу вроде «теперь, ребята, выкручивайтесь сами, как можете». А может, и не сказал, а просто подумал. Но выкручиваться тому же Сергею Богданову на самом деле пришлось.

И вот тут в его доселе прямой и более-менее честной жизни начинается тот самый период, когда она «раздваивается». Нет, по версии самого депутата она по-прежнему прямая и чистая, как богемский хрусталь на новой родине бывшего шефа. Но вот сотрудники правоохранительных органов уже в третий раз настаивают, что в биографии его появился «криминальный след».

Далее, естественно, придется излагать версию следствия и СМИ, которая, конечно же, до сих пор остается версией – приговора суда-то пока так и не случилось. По ней (версии),  когда  активы Ищука переходили из его рук к новым хозяевам, Сергею Мамедову и Александру Швидаку, те (в частности Швидак) поспешили еще до официального завершения сделки пригрозить, что «наведут порядок» и почистят кадры. И в тот небольшой период, когда уже стало известно о смене собственников, но сама смена еще не произошла, Богданов-де и решил подсуетиться и заработать себе «выходное пособие».

Схема (опять же по версии следствия) была довольно проста, но эффективна. Завод заключал договоры с фирмами-посредниками на поставку металлопроката, а те его сбывали третьим лицам. Третьи лица платили посредникам, а те перечисляли средства на счет СРЗ. Вот только далеко не все и далеко не всегда. А при попытке найти концы оказывалось, что фирмы эти – классические «однодневки», зарегистрированные на потерянные паспорта дворничихи из Балашихи и т.п. Ущерб, который следствию удалось доказать (или оно считает, что ему удалось) – примерно 72 млн руб. (а Швидак говорил о 51 млн руб.). Что, кстати, в числе прочего, «посодействовало» началу процедуры банкротства завода.

Богданов, который подписывал эти договоры, формально виноват в том, что не согласовывал их с советом директоров. Впрочем, оправдания (или объяснения – юридические термины вещь тонкая) вроде есть – переходная ситуация, завод нуждался в средствах. А что потом с этих фирм завод не смог получить деньги – так его уже на директорском месте не было. Но правоохранители уверены, что он знал о «липовости» фирм, соглашения с которыми заключал. И более того – организованы они были-де с его ведома, и часть исчезнувших средств осела в его личных карманах. Летом 2012 года следственный комитет даже объявил Богданова в международный розыск (правда, та история окончилась фарсом – её порталу Засекин.Ру прокомментировал сам депутат, который ни от кого не прятался).

Вот только доказать всё это оказалось весьма непросто. Дело уже два раза судом возвращалось на доследование из-за обнаруженных небезызвестным самарским адвокатом Александром Пауловым (который известен тем, что за проигрышные дела старается не браться, а за которые взялся – старается выиграть) ошибок и нарушений. Нынешняя попытка – третья по счету.

…никакой политики?

«Знающие люди» говорят, что Швидаку и его компаньонам надо было замять дело по-тихому. И вроде бы как они этого и хотели, благо Богданов-де,  «прижатый в угол», часть денег, вроде бы, даже вернул. Но поднятая в СМИ шумиха сделала скандал публичным, и «пострадало реноме». И хотя 90-е уже давно прошли, честь мундира надо защищать, чтобы другим было неповадно.

У Сергея Богданова, конечно, есть еще и «политический актив», который у него можно отнять с помощью «силового давления» – место депутата гордумы от Кубышевского района. Но, похоже, в этом нынешнее руководство «ВБМ» совсем не заинтересовано – то ли это для них слишком мелко, то ли они просто не умеют с этим правильно обращаться. Видимо, всё-таки правы те, кто говорит: «Чистая экономика!»…

Дмитрий Копалиани