Одно из крупнейших предприятий Самарской области завод «Электрощит», обеспечивающий рабочие места для всего района Красной Глинки, вот уже несколько месяцев существует в поле особого напряжения. Обычная на первый взгляд налоговая проверка, нагрянувшая на предприятие, обернулась спланированной спецоперацией по захвату головного сервера компании. Наблюдатели определили происходящее как «развод с элементами рейдерского захвата».

Вечером 2 августа, в пятницу, на «Электрощите» прошёл незапланированный обыск, в котором участвовали представители  Управления федеральной налоговой службы по Самарской области и региональное ГУ МВД. К понедельнику, 5 августа, эта информация разлетелась по региональным СМИ и блогам и вызвала волну опасений за судьбу предприятия. Уже на следующий день Самарская налоговая служба провела брифинг, где попыталась успокоить общественность и представить происходящее как штатную ситуацию. Однако специалисты называют её «беспрецедентной» и говорят об «антигубернаторском» характере этой «спецоперации».

Напомним, налоговики в явились на завод, чтобы изъять головной сервер компании ГК «Электрощит»-ТМ Самара» вместе со всей находящейся на нём информацией. Несмотря на угрозы налоговиков, руководство компании не позволило демонтировать сервер, так как на нём содержится информация не только ЗАО, но и всех структур Schneider Electric – с недавних пор стопроцентного акционера «Электрощита». Кроме того на сервере, помимо налоговой информации, хранились данные службы безопасности и коммерческая информация. Выемка сервера остановила бы программу пропускной системы завода, что фактически парализовало бы предприятие. Сотрудники налоговой настаивали на изъятии и даже вызвали оперативную группу для взлома двери серверной. В итоге непреклонности «электрощитовцев» и непростых переговоров им удалось лишь скопировать на свой носитель базу пропускных данных компании с 2009 по 2012 год включительно.

«Если налоговики изначально хотели демонтировать и изъять головной сервер, но скопировали только пропускную базу данных, это говорит о том, что в чём-то они были неправы, - считает адвокат Олег Казачек. - Изменив свои требования, они фактически согласились с тем, что их действия были неправомерны. Если были основания считать, что предприятие недобросовестно платит налоги, то ФНС в полном объёме провела бы проверку, не боясь возмущения руководства «Электрощита».

Налоговая отмывает лицо и умывает руки

После того, как произошедшее на заводе стало достоянием общественности, налоговики попытались сгладить ситуацию и провели брифинг, где историю представили как штатную, не заслуживающую вызванного резонанса и особого внимания.

«Общество удивило, что мы проводили выемку документов. Однако ничего необычного в этом нет, заявила и.о. руководителя УФНС России по Самарской области Антонина Зубкова. - Закон позволяет нам проводить такую процедуру».

Она рассказала, что проверка на «Электрощите» ведётся с октября 2012 года, в её рамках и раньше проводилась выемка ряда документов. Случалось ли, что налоговики с помощью полицейских вламываются в серверную и пытаются блокировать работу завода, чиновница не уточнила, сказав лишь, что фискалы планирует закончить проверку деятельности компании в сентябре этого года. Она опровергла информацию о том, что менеджеры «Электрощита» препятствовали выемки данных и что налоговики угрожали им силовым воздействием.  

«Руководство «Электрощита» оказывало нам полное содействие, и мы получили доступ к серверу, - рассказала Антонина Зубкова. - Однако в ходе копирования данных появился представитель некой компании, заявив, что его фирма арендует территорию «Электрощита», в том числе помещение, где находится сервер. Они пояснили, что против подобной проверки. Только после того как «Электрощит» предоставил документы о том, что компания владеет землей и помещениями, копирование информации продолжилось».

Глава налоговой службы не пояснила, кем был этот таинственный незнакомец, и какую компанию он представлял. По её словам, контрольные мероприятия не относятся к периоду деятельности «Электрощита» под руководством Schneider Electric. Напомним, до марта этого года, когда французский холдинг приобрёл 100% акций компании, ЗАО владели Андрей Половинкин и Юрий Егоров. В рамках проверки «Электрощита» также анализируется и деятельность контрагентов компании. Зубкова не стала раскрывать подробности проверки и предварительные результаты.

Уже после того, как налоговая представила собственную версию произошедшего, были озвучены и официальные комментарии представителей завода.

«Руководство компании Schneider Electric оказывает полное содействие и поддержку управлению Федеральной налоговой службы, - заявил председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний «Электрощит»-ТМ Самара» Йоахим Дамс. - Мы выражаем уверенность в проведении объективной и беспристрастной проверки, которая позволит ответить на все возникшие у налогового органа вопросы».

«Пока рано называть произошедшее «рейдерским захватом». Можно также предположить, что кто-то пытается очернить налоговую службу, - рассуждает президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко. – Я знаю, что перед управлением буквально месяц тому назад была поставлена задача увеличить собираемость налогов. Объективным обоснованием действий налоговиков мог быть анализ платежей «Электрощита».

Антигубернаторская интрига

Напомним, в конце марта этого года холдинг Schneider Electric консолидировал 100% акций ЗАО «ГК «Электрощит»-ТМ Самара». Бывшие собственники оставили себе ОАО «Самарский завод «Электрощит» и ЗАО «Самарский завод «Электрощит» - «Стройиндустрия», которые на сайте ГК значатся как «партнёры компании». Получив завод на Красной Глинке,  французы заявили о намерении усилить своё присутствие на российском рынке и увеличить свой годовой оборот в России до 1,2 млрд евро. Компания намерена инвестировать в российские активы 20 млн евро в год.

2 апреля, через несколько дней после оглашения сделки, губернатор Николай Меркушкин встретился с новым руководством завода и выказал ему свою всестороннюю поддержку.

«Вы должны развивать производство, так как Самарской области нужны новые рабочие места. Со своей стороны, мы будем оказывать компании всяческую поддержку», — заявил тогда глава региона.

Примечательно, что 25 июля этого года в Арбитражный суд Самарской области поступил иск от налоговой службы к ОАО «Самарский завод «Электрощит», оставшемся под контролем Половинкина и Егорова. Из заявления следует, что предприятие задолжало 2,5 млн рублей по налогам, сборам и штрафным санкциям. Однако эксперты Засекин.Ру считают, что внимание к ОАО могло быть только поводом, чтобы показать «понаехавших» французам Schneider Electric специфику ведения бизнеса в России.  

«Учитывая стратегическую значимость «Электрощита» для региональной экономики, я предполагаю, что без специального согласования такая проверка, невозможна, - рассуждает директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин. – В специфике работы крупных предприятий вообще в Российской Федерации, при явном сращивании власти и бизнеса, я могу допустить и элементы так называемого «рейдерского захвата». Трудно предположить, что налоговая попыталась проявить самостоятельность и работать с крупнейшим налогоплательщиком без соответствующих одобрений на вышестоящем уровне».

«Скорее всего, вопрос о предприятии решался во внутренней структуре налоговой службы, в управлении по особо крупным налогоплательщикам. То есть, решение изъять сервер было принято на очень высоком уровне», - считает Дмитрий Яковенко.

«Если это была спланированная акция с целью нанести ущерб «Электрощиту» – а мы знаем, что в рейдерских атаках часто используются государственные органы – то это происшествие принимает совершенно другое значение, - рассуждает Олег Казачек. - Не секрет, что информация, которая была изъята ФНС и должна находиться в служебном пользовании сотрудников ведомства, часто попадает в руки конкурентов. В России это довольно распространённое явление, отчасти поэтому к нам не спешат иностранные деньги».

Если опасения окажутся верными и «маски-шоу» отыграны, чтобы «шокировать» иностранцев, это может умерить их желание развивать свой бизнес в Самарской области и , следственно, дискредитировать региональную власть, заявившую свою поддержку и давшую опрееделённые гарантии. В любом случае, эксперты сходятся во мнении, что проверка не является самодеятельностью самарской налоговой и согласована с кем-то из руководства«сверху».

Иван Лисовицкий