Организатор студенческой самодеятельности, рекламщик, строитель самолетов, ритейлер, специалист международного уровня, а теперь – первый заместитель председателя правления Сбербанка РФ. Это всё о нём – о куйбышевском уроженце, комсомольском вожаке и самарском бизнесмене. Это всё - этапы пути, приведшие «друга всех студентов Лёву» в список богатейших людей России и на верхушку управленческой элиты государства.

Первым делом – самолеты

Будущий второй человек первого всероссийского банка учился на конструктора летательных аппаратов – 1-й факультете КуАИ, который закончил в 1989 году. Однако известен еще в студенческие годы он стал не инженерными способностями, а организаторскими, активно трудясь по «комсомольско-молодежной линии». КВН-щики 1980-90-х запомнили его как активного организатора студвёсен, который во времена ночных репетиций лично подмалевывал задники на сцене, таскал колонки и бегал в магазины за реквизитом. Кстати, когда Хасис уже стал управляющим «Авиакора», команда «Самарский самолет» обрела-таки генерального спонсора и пробилась в высшую лигу КВН. За всё это в студенческой среде он был известен как Лёва – душа разнообразных компаний.

Активность помогла ему за год до выпуска, в 1988-м, стать начальником отдела международных связей КуАИ и сосредоточиться, как сам признавался позднее, на «привлечении иностранных студентов на коммерческих условиях». А менее года спустя он уже был среди учредителей двух рекламных агентств: «Вект» (на пару с будущим медиа-магнатом Сергеем Федоровым) и «ИнтерВолга», преобразованного затем в «Самарский торговый дом». Рассказывают, что помощь бойкому выпускнику оказал отец его невесты (впрочем, так и не ставшей женой) Вячеслав Бураков, директор типографии на Мяги, а затем ОАО «СамВен».

Коммерция и финансы победили, и в 1993 году Хасис уже работает в АвтоВАЗбанке. Там-то в 1994 году и вспомнили о его профильном образовании, когда потребовался арбитражный управляющий для авиационного завода.

О времени правления Хасиса на «Авиакоре» (с 1996 года арбитражное управление прекратилось, и он стал президентом АО), которое было бы невозможно без симпатических отношений с губернатором Константином Титовым, сейчас рассказывают разное. Первые – сам Хасис и лояльные ему журналисты «некоторых СМИ» - одно, те, кто работал на заводе и те, кто наблюдал за «процессами в отрасли» – другое. По версии первых, самолеты (Ту-154 уже, а Ан-140 – еще, да и вообще) никто не покупал, завод «лежал на боку» с огромными долгами, и пришлось создавать «тучу» дочерних непрофильных предприятий – «Авиакор-мебель», «Авиакор-строитель» и т.п., чтобы «платить людям зарплату и отдавать долги». В ту же «топку» ушла вся заводская «социалка», земельные участки, автопарк и пр. Но долги по зарплате всё равно заставляли себя ждать по несколько месяцев.

Покупатель всегда Лев

Ситуация изменилась в 1999 году. В Самарскую область пришли Олег Дерипаска и группа «Сибирский алюминий», каковым «Авиакор» показался подходящим потребителем их «металлической» продукции. Хасис сдал бизнес «с рук на руки». По одной версии, «отступным» стал пост вице-президента «СибАла», по другой – не стал. Обе версии поддерживает, как ни странно, сам Хасис – в своем профиле на «Снобе.ру» он перечисляет этот пост в колонке «Где и как работал», но в интервью одной из газет утверждает, что предложение такое получал, но «не работал там ни дня».

Так или иначе, с 1999 по 2002 год экс-президент «Авиакора» – «свободный художник». Какие-то должности и «подработки» имелись – член экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ, председатель совета директоров АО «Торговый Дом ЦУМ» (и «Торговый Дом ГУМ»), адвокатская контора Михаила Барщевского, на дочери коего Лев был женат… Но «вторая новая жизнь» началась в 2002-м, когда «Альфа-Групп» по «старой дружбе» (в 1996-1998 годах он «без отрыва от завода» занимал должность вице-президента ОАО «Альфа-Банк») пригласила Хасиса в ТД «Перекресток» на должность председателя совета директоров. Новый топ-менеджер сделал одно важное для тех времен открытие – «средний класс», на который ориентировались московские ритейлеры и в борьбе за которого толкались локтями, подрос уже и в регионах. И «Перекресток» пошел по стране за покупателем.

Апогеем роста для поглощавшего конкурента за конкурентом «Перекрестка» стало слияние в 2006 году с сетью «Пятерочка» и образование монополиста – Х5 Retail Group. Хасис стал главным исполнительным директором нового предприятия и протрудился там до 2011 года. На новом месте в нем то ли проснулись впечатления студвесенней молодости, то ли открылась тяга к искусству – в Х5 появились корпоративные ордена, гимн («Работа нас сплотила, в команде наша сила. Вперед, Х5, вперед! Страна нас ждет!») и прочие «элементы корпоративной культуры». Ну и появились фразы вроде: «Геннадий у нас сотрудник молодой и еще не знает, что гимн мы слушаем стоя. В следующий раз не встанет — я его уволю».

А тем временем в самом бизнесе обозначились проблемы. Привычный метод роста оборотов – поглощение конкурентов – перестал работать тогда, когда всех, кого можно, уже поглотили («Копейку», «Карусель»). Ближайший же «непоглощающийся» соперник, «Магнит», опережал Х5 по темпам роста почти вдвое. И Михаил Фридман заявляет, что нужна «свежая кровь». В 2011 году Хасис покидает Х5 Retail Group.

Предложение двухлетней выдержки

Как утверждает сам Лев Хасис (теперь), сразу же после ухода, в 2011 году, Герман Греф и позвал его в свои заместители. Но «как на грех» (а тогда, видимо, казалось, что на великое счастье) подвернулся «заморский купец» – международная (база в США) ритейловая сеть Wal-Mart Stores. Американцам нужен был человек, знающий российский рынок и специфику, а Хасису несомненно приглянулись офис в Арканзасе, словосочетание «старший вице-президент по международным операциям» и слава «первого мирового топ-менеджера из России» (куда там какому-то Сбербанку). Впрочем, за два года работы выяснилось самое неприятное и для Wal-Mart, и для Хасиса – «поглощать в среднесрочной перспективе» (как заявили в компании о ее стратегии в РФ) в России сейчас из их потенциальных конкурентов просто некого, а строить работу с нуля никто и не собирался.

И тут внезапно «старший международный» понял, как прав оказался Греф… «Грефу удалось меня убедить, что мне будет интересно работать в Сбербанке». И вуаля! «Наблюдательный совет Сбербанка России утвердил кандидатуру Льва Хасиса на должность первого заместителя председателя правления банка, главного операционного директора. Хасис вступит в должность с 1 сентября 2013».

Вот так она начинается, «третья новая жизнь». Чем же она закончится, покажет, как всегда, правильно – время.

Дмитрий Копалиани