Назначенный на 27 июля митинг владельцев торговых точек, признанных самарской администрацией «незаконными», так и не состоялся. Зато чуть раньше произошло кое-что «похуже» – перекрытие одной из центральных городских магистралей (чего уже давненько не случалось в Самаре), аресты и грандиозный скандал.

Восстание масс

Интересно, было ли то, что произошло 24 июля на пересечении улиц Авроры и Аэродромной, специально запланировано самарской мэрией, чтобы сорвать митинг 27 июля, или «будничная спецоперация» натолкнулась на то, что уже давно чиновникам мешает, но что они до сих пор не научились принимать во внимание – народ? Так или иначе, попытка снести «незаконные постройки» на продуктовом рынке вылилась в стихийную акцию протеста торговцев, перекрывших на 20 минут движение по улице Авроры.

Впрочем, «стихийность» в данном случае была роялем в кустах – протестующие запаслись транспарантами и лозунгами и дружно скандировали «работу, работу!». Не внесла ясности и доблестная полиция, «по горячим следам» блеснувшая применением новых технологий – на основании «фотографий с видеокамер» через несколько часов были задержаны «организаторы и подстрекатели», которыми оказались… две торговки и две безработные. При всем уважении к полиции и ее видеокамерам, богатая история народных протестов в новой России указывает на то, что для организации таких акций нужны люди поавторитетнее и повлиятельнее. А если задержанные пострадали всего лишь за участие (как утверждают некоторые СМИ), то очень интересно узнать критерии задержания четырех из более чем полусотни протестовавших.

Впрочем, даже если произошедшее не случайно, это не отменяет того, что «ларечники» показали намерение бороться за свое будущее. Не помогли и волшебные слова чиновников про «снесут только незаконные постройки» (никого, похоже, не заинтересовали слова торговцев, что они платили аренду «законной» фирме, которая поспешила от них откреститься), безотказно действующие в канцеляриях и судах – людям на улице оказалось «всё равно». И правильно – когда человек лишается средств к существованию, ему законность происходящего обычно не служит особым утешением.

Чиновничья арифметика

А началось всё с того, что администрация Самары огласила свой план «блицкрига», который должен был закончить длящуюся уже около двух лет «войну ларёчную, священную войну». Согласно новой, принятой в апреле этого года «схеме расположения торговых точек» в городе, из примерно 3,5 тысяч ныне существующих законными, то есть не подлежащими сносу, признаны всего 94. Судьба всех остальных 3,4 тысяч оказалась в подвешенном состоянии – некоторые представители администрации намекали на то, что «с ними будем разбираться», а некоторые воинственно трубили о том, что «кто не имеет разрешений и не платит налогов – пойдет под снос». Одновременно в СМИ, подконтрольных городским властям, развернулась прямо-таки саркастически-сатирическая кампания, педалировавшая грязь, антисанитарию и неприглядность «незаконных строений».

Лично меня в этой ситуации умиляет беспомощность городских управленцев. 3400 ларьков и киосков – это примерно десяток тысяч человек (на каждой точке как минимум два продавца, в каждой фирмочке водители-экспедиторы и хозяева бизнеса), теряющих работу и будущее. Да плюс еще члены их семей – несколько десятков тысяч набегает. Какая протестная реакция прогнозировалась? И прогнозировалась ли хоть какая-нибудь? Нет, всё-таки в последнее время мысль о том, что в администрации Самары есть люди, специально провоцирующие социальную напряженность (вспоминаем недавний скандал с «общественными слушаниями»), слишком часто посещает, чтобы от нее так просто отмахнуться…

Оптимистические сети

Есть и другой аспект проблемы – чисто экономический. «Ларьки» обычно торгуют продуктами, табаком и алкоголем – «товарами повседневного спроса». То, что они за столько лет не прогорели, не закрылись и не канули в историю, свидетельство того, что у них есть своя устойчивая ниша на рынке – постоянные покупатели и спрос, который «киосочники» удовлетворяют. 3,5 тысячи «торговых точек» - это сколько покупателей ежедневно? 50 тысяч, 100 тысяч, 200 тысяч? Как ни крути, то ли пятая часть населения города, то ли даже больше. И если взять и все «незаконные точки» разом «прихлопнуть» (а никаких признаков того, что администрация намерена решать вопрос как-то иначе, пока нет), где будут «отовариваться» эти люди каждый день?

В крупных торговых сетях, в лоббировании интересов которых так легко заподозрить воинственных подопечных Дмитрия Азарова? Согласно данным системы «ДубльГИС», в Самаре 56 магазинов сети «Пятерочка», 20 универсамов сети «Магнит», 20 супермаркетов «Любимый», 19 универсамов «Покупочка» (бывшая «Пятерочка»), 12 магазинов «Перекресток» (+4 «Карусели»), 12 супермаркетов «Остап»… И т.д. Причем все они работают и загружены при существовании 3,5 тысяч «ларьков», то есть их долю рынка не охватывают. Могут ли крупные торговые сети очень быстро расшириться, или люди из удобных для себя дворов и с остановок общественного транспорта «ломанутся», чертыхаясь, после работы в супермаркеты, создавая пробки и очереди и, не дай бог, позабытый давным-давно дефицит?

К слову, «куда-то деться» придется и поставщикам, работающим с мелкими частниками – у них та же проблема «нерезиновых сетей», на которые производители и так уже давно жалуются из-за выкручивания рук в ценовой политике. Но это «благодатное поле экономического анализа» позвольте автору оставить из-за дефицита места.

Пока из «крупных» искрометный оптимизм демонстрирует лишь Олег Кузичкин, обещающий «раскинуть» в губернии сеть аж из 1000  (!) магазинов «Гарибальди». Но, во-первых, помимо мясопродуктов, им производимых, кушать и пить население привыкло и кое-что другое, а во-вторых, такие цифры в обещаниях пока что вызывают лишь желание подождать и посмотреть, что из этого получится.

Может, в город собралась (или собрались) высаживать крупный «десант» большая федеральная торговая сеть (сети)? Но такие планы обычно в тайне не держат – совсем наоборот, широкая реклама обязательна. А может, городские чиновники просто хотят сильно испугать частников, заставив их потянуться в мэрию за разрешениями и свидетельствами, пополняя «муниципальные карманы» и личные бюджеты? В этом смысле очень интересно, почему «со времен Сысуева» некоторые разрешения не проверялись и не обновлялись?

В общем, очень хочется услышать внятный ответ: что жители Самары, по мнению администрации, будут в ближайшем будущем, после окончания «войны ларёчной», пить и кушать? И не разумнее ли делать «нецивилизованную» торговлю цивилизованной (пополняя и казну, и «продуктовый набор» горожан, а не только «облагораживая внешний вид»), чем закатать всё в бетон и асфальт на радость неизвестно кому?

Дмитрий Копалиани

Фото vk.com/ihs_vinces