В кулуарах ОАО «АвтоВАЗ» не прекращаются разговоры о том, когда же всё-таки лучше, в политическом смысле этого слова, отправить завод на «каникулы». Как рассказал порталу Засекин.Ру источник, близкий к руководству компании, вынужденный отпуск работникам предприятия необходим в связи с низким спросом на автомобили. Товарный остаток предприятия превысил все ожидаемые пороги, и заводу уже сейчас следовало бы остановить производство. Однако это может стать серьёзным ударом по репутации «Единой России» в преддверии выборов в Тольяттинскую городскую думу. Поэтому до 8 сентября на «каникулы» наложен мораторий.
По словам информированного источника, пожелавшего остаться неназванным, завод планировал 20 июля озвучить свои планы по выходу на каникулы и остановить конвейер с 1 августа по 1 сентября. Но вхожие в администрацию АвтоВАЗа функционеры партии власти настояли на том, чтобы главный «кормилец» моногорода не лишал людей работы до того, как она, партия, не утвердится в городском парламенте.
«Разговоры о временной остановке конвейера на АвтоВАЗе в Тольятти идут уже, как минимум, месяца два», - подтверждает информацию нашего собеседника социолог Сергей Дьячков. С ним не согласен начальник пресс-центра АвтоВАЗа Александр Шмыгов, который в телефонном разговоре с корреспондентом Засекин.Ру заявил, что впервые слышит о возможной остановке вазовских конвейеров.
«Я в первый раз об этом слышу и хочу понять, откуда эта информация», - сказал г-н Шмыгов, после чего предоставил официальный ответ на запрос: «Информация о каникулах не соответствует действительности. Таких планов не было и нет».
АвтоВАЗ замирает от падения продаж
Эксперты портала Засекин.Ру сходятся во мнении, что завод всё же может уйти на каникулы. Причина вынужденной меры - падение продаж и, соответственно, производства на заводе.
Так, сегодня, 24 июля, «Ведомости» со ссылкой на отчёт АвтоВАЗа, сообщили, что в по итогам первых 6 месяцев 2013 года чистый убыток компании по РСБУ вырос до 3,7 млрд рублей или в 7,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Выручка предприятия составила 81,4 млрд рублей, сократившись на 3,8%. Валовая прибыль уменьшилась на 42% или на 4,760 миллиарда рублей. Убыток от продаж составил 1,928 млрд рублей против прибыли в 1,212 млрд рублей годом ранее. Статистика продаж автомобилей тоже говорит о спаде — в первом полугодии 2013 года компания сократила продажи на 6,7% по сравнению с 2012 годом, продав всего 264,2 тыс. автомобилей. Ранее «Ведомости» со ссылкой на гендиректора АвтоВАЗа Игоря Комарова писали, что в апреле-мае этого года, когда стали падать продажи автомобилей в России, АвтоВАЗ был вынужден снизить объёмы производства, чтобы сократить запасы готовой продукции более чем на 20 тыс. автомобилей.
«Возможная остановка конвейера может быть связана с конъюнктурным спросом на автомобили, он по всему миру такой, - считает председатель независимого профсоюза «Единство» Пётр Золотарёв. - Конечно, это не может не напрягать работников, тем более что руководство завода говорит, что предприятие плохо работает».
«Мировой автомобильный рынок сейчас колеблется, происходят достаточно серьёзные волатильные движения, - рассуждает депутат Тольяттинской городской думы Борислав Гринблат. - Наверное, никто уже и не собирается скрывать, что эта отрасль сейчас в кризисе. И, в первую очередь, это касается российских граждан в силу их низкой покупательской способности. Существуют различные манёвры для продвижения продукции и уменьшения издержек автомобилестроительных предприятий. Отпуск – один из таких манёвров».
Президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко в многочисленных беседах с порталом Засекин.Ру неоднократно отмечал, что АвтоВАЗ может ждать серьёзный кризис, связанный, помимо прочего, с политикой государства в отношении автомобилестроения.
«Программа утилизации автомобилей, которую реализовало правительство, с одной стороны, помогла выйти из кризиса, а с другой, сработала в минус, потому что россияне не привыкли часто менять автомобили. Сказывается насыщение рынка, - рассказывает Яковенко. - Ещё надо отметить ценовую политику, которую проводит и АвтоВАЗ, и другие представители российского автопрома. Цена российских автомобилей почти равна цене западных аналогов. Чего не сказать о качестве продукта».
Официальная версия кризисного оптимизма
В официальном ответе АвтоВАЗа сказано, что на объёмы производства и продаж АвтоВАЗа в 2013 году сказываются «тотальное обновление модельного ряда LADA и продолжающаяся модернизация производства без его остановки».
«АвтоВАЗ наращивает производство новых моделей - Lada Granta, Lada Largus и новая Lada Kalina, но выход на проектную мощность осуществляется постепенно. Спрос на новые модели стабильно высок. В то же время, модели, давно представленные на рынке, пользуются не таким высоким спросом (Lada Priora, Lada Samara) - поэтому объём их производства и продаж невелики. С этим и связано некоторое общее уменьшение объёмов производства. Но для АвтоВАЗа важно, чтобы наши автомобили были востребованы покупателями, работать “на склад” мы не будем. Также сказывается и то, что уже сняты с производства "классика" и Lada Kalina первого поколения.
Продажи Lada Granta (10 месяцев подряд - безусловный лидер рынка), спрос на Lada Largus (автомобиль вошел в топ-10 самых продаваемых в России) и интерес к новой Lada Kalina дают основания полагать, что в ближайшее время вырастут продажи, и, соответственно, производство автомобилей Lada. Но всё будет зависеть в первую очередь от экономической ситуации и покупательской способности», - сказано в официальном ответе от Александра Шмыгова.
Большая политика на большом заводе
В чём безусловно уверены все наши эксперты и наблюдатели, так это в том, что остановка конвейера на АвтоВАЗе действительно без сомнения вызовет в Тольятти серьёзные социально-общественные волнения. Социолог Сергей Дьячков говорит о том, что подобное развитие ситуации может привести к реализации в Тольятти «пугачёвского сценария», когда тысячи разгневанных людей, оставшись без работы, выйдут на улицы, чтобы высказать властям свои претензии и требования. Подобный поворот власти, конечно, не устраивает. В контексте грядущих выборов в городскую Думу, на фоне и без того высокого накала протестных настроений среди тольяттинцев, может окончательно обвалить и без того шаткий рейтинг «Единой России».
Депутат Самарской губернской думы Михаил Маряхин рассказывает, что сейчас на АвтоВАЗе работает примерно 80 тысяч человек, и для существующей производственной программы завода это слишком много. Поэтому остановку конвейеров депутат считает возможной предпосылкой грядущего сокращения работников.
«Любое снижение зарплаты, недовольство работодателем связаны с негативным отношением к власти. И я думаю, что если такое решение будет принято руководством АвтоВАЗа, то это снизит доверие к партии власти», - резюмирует г-н Маряхин.
«И «Единая Россия», и Народный фронт в Тольятти чувствуют себя не очень хорошо, - рассуждает Пётр Золотарёв. - Всё это характеризует руководство завода. Они не могут сделать производство эффективным, чтобы работа была стабильной, чтобы сотрудники не теряли рабочие места и т.д. На имидже партии власти вынужденные каникулы отразятся отрицательно».
Именно это, по словам нашего источника, удержало руководство АвтоВАЗа от того, чтобы уйти на каникулы летом, что, в общем-то, было бы логичнее и вписывается в общемировую практику. Но политические соображения заставили менеджмент компании перенести внеплановый отдых на поствыборный период.
Однако перенос вынужденной меры подспудно всё равно продолжает нагнетает социальное напряжение на заводе и объективно ухудшает его экономику. Остановку конвейера и сокращение работников эксперты считают неизбежной мерой, на которую раньше или позже придётся пойти руководству АвтоВАЗа.
Татьяна Святкина
Комментарии (0)
Оставить комментарий