Губернатор Николай Меркушкин весь 2013 год активно лоббирует строительство нового мостового перехода через Волгу. Региональное министерство транспорта уже объявило конкурс на проектирование моста в районе села Климовка Шигонского района. А 19 июля, во время своего визита в регион, министр транспорта РФ Максим Соколов заметил, что федеральное министерство также внимательно изучает возможность такого строительства. По его словам, федералы рассчитывают привлечь к работе частных инвесторов - резидентов Особой экономической зоны. Предполагается, что ОАО «АвтоВАЗ» вполне может выступить соинвестором строительства этого моста - его возведение в районе Климовки чрезвычайно выгодно именно автогиганту. Эксперты также говорят, что новая магистраль способна изменить соотношение сил и влияния в Самарско-Тольяттинской агломерации.

Мостовой переход в районе Климовки необходим, по заявлениям чиновников, чтобы разгрузить транспортные потоки в Тольятти и обеспечить переезд через Волгу из Ульяновска до места проведения чемпионата мира по футболу-2018. Мост протяженностью в 3,5 км будет выведен к федеральной трассе М5 Москва — Челябинск, для чего планируется возвести дорогу с северной стороны АвтоВАЗа. Сейчас проходит отбор претендентов на участие в конкурсе по выбору проектировщика этого сложного инженерного объекта. Сумма контракта на проект составит более 146 млн рублей.

О необходимости строительства нового моста уже в августе 2012 года, спустя всего три месяца после приезда в Самарскую область, заговорил новый губернатор Николай Меркушкин. Собеседники Засекин.Ру сходятся во мнении, что реализация проекта напрямую зависит от его лоббистских способностей.

- Это сооружение необходимо всей Самарской области, бесконечно ездить по Жигулевской ГЭС такому количеству транспорта нельзя, - заявлял глава региона. - Новый мостовой переход позволит разгрузить и сам Автоград от транзитного транспорта.

Мост соединит бюджеты

Эксперты в один голос заявляют о том, что строительство подобного объекта не может быть выполнено без активного, прежде всего финансового, участия федерального центра. Помимо самого моста, предстоит построить подъезды к нему и развязки. По разным оценкам, общая стоимость всех работ может составить 1-2,5 млрд долларов.

- Реализация проекта будет зависеть от того, какая доля федерального софинансирования будет в рамках подготовки Самарской области к Мундиалю, - рассказал в интервью Засекин.Ру президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко. - Региональный бюджет сам по себе вряд ли потянет строительство этого моста. Если губернатор сможет выбить достаточно средств из федерального бюджета, построить у нас можно всё, что угодно.

Ещё одна сложность в реализации подобного проекта — его значительная протяженность во времени. По словам специалистов, проектирование и строительство моста даже при своевременном и полном финансировании может занять не меньше четырёх-пяти лет. Помимо федеральных денег региональные чиновники рассчитывают привлечь к строительству моста частных инвесторов, в результате чего дороги, ведущие к сооружению, и проезд по нему могут стать, в том числе, и платными.

Строительство моста через Волгу в районе Тольятти с обводной дорогой вокруг Автограда может кардинально изменит логистику области и всего Приволжского округа. Сейчас на расстоянии от Ульяновска до Саратова нет ни одного автодорожного моста через Волгу. Плотину Жигулевской ГЭС, которая выполняет функции моста, эксперты считают недостаточной, чтобы справиться с постоянно увеличивающимся транспортным потоком.

- В Самарской области, имеющей территорию больше некоторых государств, нет ни одного мостового автомобильного перехода через Волгу, - отмечает секретарь Общественного совета по стратегическому планированию города Тольятти Владимир Иглин. - Автомобильное движение через Волгу фактически осуществляется по Жигулёвской ГЭС. В случае перекрытия движения по плотине возникнут серьёзные транспортные проблемы не только для Самарской области. Вся Россия будет ездить через Ульяновск.

Из истории мостовых перипетий

Необходимость строительства моста через Волгу обсуждается самарским правительством с 2005 года. Тогда бывший губернатор Константин Титов пролоббировал включение мостового перехода в программу «Модернизация транспортной системы России» на 2002-2010 годы. Тогда в качестве потенциальной строительной площадки рассматривались несколько участков.

Наиболее близким к реализации казался в середине «нулевых» проект модернизации железнодорожного моста в Октябрьске, с запуском по нему автомобильного транспорта. В 2005 году предварительный проект прошёл Главгосэкспертизу, и в мае 2006 года распоряжение о строительстве моста за подписью регионального министра транспорта Алексея Ушамирского было отправлено в Москву. Конкурс на проектирование перехода стоимостью 79, 8 млн рублей выиграл институт «Гипротрансмост», подконтрольный на тот момент группе «СОК». О том, как были ли освоены эти деньги, до сих пор ничего не известно.

В 2008-ом, спустя два года после вышеупомянутого конкурса, выяснилось, что областной минтранс ещё не определился, где собственно строить мост. Тогда в качестве площадки для строительства впервые был предложен район села Климовка. Любители считать бюджетные деньги сразу же заговорили о том, что в строительстве перехода именно в этом месте больше всего заинтересована экономика Тольятти и прежде всего АвтоВАЗ. Завод, по сообщениям, доходившим из коридоров власти, был готов даже проспонсировать это строительство, взяв на себя до 25% расходов. Но в итоге финансовый вопрос повис в воздухе на годы.

В поисках оптимального места

Уже сейчас становится понятно, что возведение моста в районе Климовки обойдётся области дороже «октябрьского» проекта. Во-первых, за проект последнего уже были заплачены бюджетные деньги и, вероятно, за два года работы подрядчик должен был разработать проект хотя бы частично. Во-вторых, сам «климовский» тендер почти в два раза дороже уже разыгранного «октябрьского». Предполагалось, что длина этого моста составит 2,7 км, а общая стоимость проекта, по предварительным подсчётам, -  всего 36 млрд рублей.

Однако среди участников мостостроительного рынка есть и те, кто сомневается в том, что «октябрьский» мост обошёлся бы дешевле «климовского».

- Октябрьский мост не дешевле, он дороже выйдет. Там же надо новую дорогу строить. Если возводить мост через Волгу, то дорогу надо строить первой категории, а там она четвертой. Это резко увеличит стоимость моста. В районе же Климовки легче выйти на обводную дорогу - М-5, соответственно, там будет образован лучший транспортный коридор, чем в Октябрьске – считает депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенёв. – Только подведение необходимых дорог к «октябрьскому» мосту может стоить свыше 7 млрд рублей.

Тольятти побеждает Самару

- Появление моста в районе Климовки было бы очень выгодно для Тольятти, - считает директор МУ «Архитектура и градостроительство» Сергей Азанов, - потому что появился бы дополнительный выход на трассу М5 в обход существующих пробок. И когда в Особой экономической зоне Тольятти появится большое количество резидентов с собственными грузопотоками, мост в районе Климовки приобретёт особую актуальность для нашего города.

- Строительство моста поможет убрать замкнутость города Тольятти, - высказался для портала Засекин.Ру социолог, почётный гражданин города Тольятти Сергей Дьячков. - В России необходимо проложить железнодорожное и автомобильное сообщение с запада на восток. И наш мост – это одна из возможностей включиться в это перспективное направление.

Глава городского округа Тольятти Сергей Андреев, высказываясь о строительстве нового моста, подчёркивает его важность с точки зрения формирования Самарско-Тольяттинской агломерации и развития Тольятти.

- В результате воплощения этого проекта произойдет фундаментальное изменение транспортных потоков региона, - отмечает Андреев. - О востребованности строительства говорит крайняя степень загруженности трассы М5 в районе Жигулевской ГЭС, острые транспортные проблемы таких крупных предприятий как АвтоВАЗ и «GM-АВТОВАЗ», потребности развивающейся Особой экономической зоны.

- Строительство в Тольятти Особой экономической зоны и технопарка принципиально изменит транспортную ситуацию. Без строительства моста можно забыть о таких проектах, - считает Владимир Иглин.

Как видно, в вопросе строительства моста практически не упоминается столица региона. Складывается впечатление, что собственно Самара от этого ничего и не выигрывает, разве только мифические потоки туристов из Ульяновска во время длящегося всего две-три недели группового турнира чемпионата мира по футболу. Очевидно, мост в районе Климовки нужен именно Автограду, о чём говорит и заинтересованность АвтоВАЗа, логистическая структура которого требует минимизации затрат и строительства технопарков. Этот мост может превратить Тольятти в транспортно-консолидирующий центр области и значительно изменить экономическую раскладку сил в регионе.

Татьяна Святкина