В пятницу, 19 июля, был дан символический старт реконструкции аэропорта «Курумоч». Шесть чиновников и подрядчиков в едином порыве государственно-частного партнёрства нажали «волшебную» красную кнопку, запустив работу гигантской буровой машины. За мистерией в дорогих пиджаках, устало покуривая, наблюдала пара рабочих в оранжевых робах. Им и их товарищам предстоит сдержать обещание больших начальников и через  530 дней - к 31 декабря 2014 года - построить новый аэровокзальный комплекс.

 

Первоначально прессе обещали «закладку первого камня в начало строительства» и брифинг с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. Камня никакого не оказалось, но министра, правда, привезли. Но тут же и увезли, спрятав от журналистов в огромном блестящем автобусе с тонированными стёклами.  Вот, собственно, и всё. Кроме высоких речей с небольшой деревянной сцены и притягательной красной кнопки больше ничего и не было. Ну, ещё пара живописных деталей, которые если и не раскрывают подноготную начавшегося строительства, то иллюстрируют богатое разнообразие межчиновничьих отношений, «аэросомнений» и надежд.

 

Подготовка к мистерии

Дорога к заветному пустырю была необычно сложной. Журналистов из Самары зачем-то несколько раз пересаживали на разные автобусы, просили подождать двадцать минут здесь, потом ещё пятнадцать там, «пройдите к остановке, соберитесь вот здесь». Приехав, наконец, к небольшой, отгороженной от внешнего мира заасфальтированной площадке, мы увидели несколько взмокших музыкантов в чёрных костюмах, которые разогревали и без того жаркий день «классическими» мелодиями, и два больших шатра с высокими столиками, холодными напитками и проектами аэровокзалов. Наше внимание сразу же обратили на ноу-хау: проекты были виртуальными, чтобы их увидеть, высокие девушки в белых блузках наводили планшетные компьютеры на специальные планы с голограммами и на экране появлялась 3-D модель аэропортов: екатеринбургский «Кольцово», наш будущий «Курумоч» и вокзал Нижнего Новгорода. Ноу-хау было очень неудобным и не очень выразительным. Почему смотреть в экран планшета – это круче, чем на обычный макет, непонятно.

За бокалом искрящейся минералки молодой человек, представившийся инженером компании-подрядчика, рассказал, что, оказывается, проект аэропорта только позавчера, 17 июля, был согласован в Росэкспертизе, и компания смогла получить разрешение на строительство.

- Впрочем, - заметил мой собеседник, - это вообще редкость, когда такие объекты начинают строить уже со всей необходимой документацией.

 

Есть такая работа – нажимать кнопку

Большие начальники опаздывали. «Такие люди обычно задерживаются», - поправила меня пресс-атташе международного аэропорта и обаятельно улыбнулась. Между тем, журналисты осматривали тот самый пустырь с немногочисленной неработающей техникой и лениво покуривающими рабочими, со всех сторон фотографировали красную кнопку на деревянной сцене посреди пустыря и боролись с искушением нажать её.

«Едут» - прокатилось над собравшимися, и мы поспешили освободить дорогу блестящему автобусу, подъезжающему к сцене. Первое, что увидели журналисты сквозь тонированные стёкла, - это грустные глаза мэра Самары Дмитрия Азарова, устало повисшего на поручне автобуса. Двери открылись. Толпа мужчин в пиджаках вышла из непривычного для себя транспорта и двинулась к сцене. Шестеро самых важных взошли на сцену и тут-то мы и заметили, что Дмитрия Игоревича среди них нет. На этот раз мэра Самары не пригласили на трибуну, и он смотрел на происходящее снизу-вверх, из толпы  простых смертных.

Выступали по старшинству. Начал церемонию министр транспорта РФ Максим Соколов:

- Новогодние праздники 2015 года, мы, те, кто любит проводить рождественские каникулы вдали от родной земли, сможем отметить уже в новом аэровокзальном комплексе «Курумоч», - начал министр непатриотично, но продолжил уже в традиционном ключе. - Начало стройки – это знаменательный момент не только для самарской земли, но и для всей гражданской авиации России. Уже совсем скоро в Самаре появится комфортабельный, современный аэровокзальный комплекс. Совместным трудом федеральных и региональных властей, усилиями инвесторов и строителей нам удастся в срок реализовать  этот важный проект.

Николай Меркушкин рассказал, что новый аэропорт должен быть сдан к 31 декабря 2014 года.

- Терминал позволит в три раза увеличить объёмы перевозок с учетом того, что здесь будут обслуживаться не только жители Самарской области, но и других регионов РФ. Начало его строительства - первый, очень важный шаг в подготовке региона к чемпионату мира по футболу. Гости будут ступать на самарскую землю именно здесь, поэтому состояние пассажирского терминала будет во многом определять их впечатление не только о нашей области, но и о стране.

Евгений Ольховик , управляющий директор  ГК «Ренова», которая выступает инвестором проекта, сообщил, что на стройке будут установлены веб-камеры, и каждый сможет в онлайн-режиме следить за возведением терминала.

- Мы постараемся, мы сделаем все возможное, чтобы через полтора года Самара имела тот аэропорт, которого она достойна. Я уверен, что 1 января 2015 года мы сможем встретиться в новом аэропорту, - продолжил он заданное Соколовым направление.

Также на церемонии выступили помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО Юрий Золотарёв, зачитавший приветственное письмо Михаила Бабича, гендиректор УК «Аэропорты Регионов» Евгений Чудновский и гендиректор компании генподрядчика ЗАО «Компакт» Климентий Касрадзе.

После этого Максим Соколов возложил руку на красную кнопку, Меркушкин и прочие присоединились к нему. Вместе с нажатием кнопки зазвучали сирены, загремел вспотевший оркестр, и буровая машина медленно начала пробивать свой путь  в самарскую землю. Высокие мужи повернулись спиной к собравшимся и обратились к величественной технике. Тут же приехал уже знакомый автобус и забрал их для новых важных дел. Обещанного брифинга с министром не состоялось.

На растерзание журналистам оставили лишь генподрядчика Климентия Касрадзе. Ему одному пришлось рассказывать представителям «четвёртой власти» о том, каким прекрасным будет аэропорт, как важен он для всех жителей области, как здорово, что власть и бизнес идут навстречу друг другу, и прочее, и прочее.

На вопрос корреспондента Засекин.Ру о том, почему разрешение на строительство было получено лишь два дня назад, а церемонию анонсировали в прессе ещё за неделю до того, Касрадзе ответил, не задумываясь.

- Но сегодня экспертиза уже есть. Значит, всё хорошо.

- Были какие-то проблемы с получением разрешения?

- Никаких проблем не было, но встал вопрос о том, что терминал – это всегда большое количество людей. Поэтому решения по таким проектам всегда очень долго принимаются, всё перепроверяется.

- Сколько времени заняло согласование проекта?

- Этим занимался заказчик, но я знаю, что была проведена хорошая работа. Заказчик справился со всем.

 

Аэровокзальные надежды и реальные перспективы

Новый пятиэтажный аэровокзальный комплекс будет располагаться в 1,5 км северо-восточнее действующего аэровокзала. Согласно официальным данным, его площадь должна составить 41,7 тыс. кв. м, пропускная способность - 1420 пассажиров в час. Годовой пассажиропоток составит 3,5-4 млн человек, что почти вдвое больше нынешней мощности «Курумоча». Новый аэровокзал будет обслуживать международные и внутренние рейсы, став крупнейшим аэропортом Поволжья. Как пишут СМИ, «допущенные до тела», перед началом церемонии, оглядывая строящуюся вторую взлетно-посадочную полосу «Курумоча», Соколов обещал рассмотреть вопрос с дополнительным финансированием стройки и переносом на более ранние сроки сдачи полосы.

Сейчас проект финансируется за счёт собственных средств инвестора, то есть ГК «Ренова», принадлежащей российскому «олигарху» Виктору Вексельбергу. Общий объём вложенных средств в строительство объекта должен составить 5 миллиардов рублей. Сейчас инвесторы и чиновники ведут переговоры о том, чтобы снизить налоги для аэропорта. По словам строителей, это нужно, чтобы привлечь дополнительные средства на его реконструкцию.

 

Елена Вавина