С 1 июля 2013 года в России по утвердившейся уже традиции вновь резко возросла стоимость коммунальных услуг. В этом году федеральное правительство приготовило для своих сограждан особый сюрприз: в августе россияне могут получить квитанции с самыми непредсказуемыми цифрами. На помощь жителям Самары в этой ситуации обещают прийти социальные службы, которые должны компенсировать горожанам рост тарифов более чем на 12%. Однако за своими деньгами потребителям придётся ещё побегать. И всё это – во имя их воспитания и экономии. Экономить, согласно подсчётам портала Засекин.Ру, будут не жители, и даже не поставщики коммунальных услуг, экономить будет бюджет. За счёт жителей.
Ранее федеральный центр ежегодно устанавливал предельные индексы повышения цен на жилищно-коммунальные ресурсы в каждом регионе. В результате у ресурсоснабжающих организаций складывались выпадающие доходы – разница в реальной, экономически обоснованной цене на коммунальные услуги и коммунальных платежах от населения по индексированным тарифам. В этом году в России не введено официального, установленного на федеральном уровне, ограничения по росту тарифов. О том, как изменилась тарифная политика в Самаре, рассказали на встрече с журналистами представители регионального министерства энергетики и ЖКХ, Государственной жилищной инспекции и городской мэрии.
- Есть только рекомендация – установить предел не выше 12%, - рассказала руководитель управления экономического развития, анализа и финансов департамента ЖКХ администрации Самары Лидия Севрюгина. - И здесь уже вступает другое законодательство, это статья 20 ФЗ № 131 «Об органах местного самоуправления», согласно которой компенсировать рост тарифов можно только через социальные выплаты гражданам, через адресное субсидирование.
С заботой о населении…
В Самаре, как и ещё в 23 муниципалитетах губернии, принято постановление «О введении ограничений на тарифы по коммунальным услугам, применяемые для расчета ежемесячной денежной выплаты на частичную оплату коммунальных услуг гражданам, проживающим в г.о. Самара». Согласно этому документу, если плата за коммунальные услуги превышает установленный максимум, жители смогут получить денежную компенсацию.
Как будет работать эта схема, рассказал руководитель департамента социальной поддержки и защиты населения городской администрации Пётр Сучков.
- Ограничения введены по всем видам услуг: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение. Механизм социальной защиты предусмотрен через территориальные органы социальной поддержки и защиты граждан. То есть всё то, что превышает установленный максимум, будет компенсироваться бюджетом города через департамент социальной поддержки и защиты населения.
Как поведал Сучков, эта субсидия не зависит от социальной категории человека, на компенсацию может рассчитывать каждый, кто получил квитанцию с завышенными тарифами. Однако получить компенсационные выплаты будет очень и очень не просто...
Очередь вместо жизни
Во-первых, получив квитанцию, нужно убедиться, что в ней прописан тариф, по которому начисляются платежи, и объём потребляемой энергии. В ряде квитанций тарифы не прописаны. В этом случае потребитель должен обратиться в свою управляющую компанию или ТСЖ за справкой, по какому тарифу был начислен платёж. Простояв очередь в УК и получив заветную бумажку, нужно раскопать постановление администрации, выискать в его многочисленных пунктах, какой предельный тариф установлен для вашего поставщика по вашему адресу, и если он превышен, «Ура!», вы имеете право на компенсацию. Процедуру эту нужно будет проделывать ежемесячно, по каждой из квитанций.
Далее потребитель должен обратиться в органы социальной поддержки или в многофункциональный центр. Он должен предоставить заявление, где все собственники жилья подписались бы под тем, что не возражают, чтобы компенсацию получал заявитель. Заявитель в свою очередь должен предоставить квитанции, справки о тарифах и ксерокопию паспорта. Квитанции можно предоставлять как каждый месяц, так и скопом. В 2013 году квитанции за июль-ноябрь принимаются до конца декабря.
- Человек приносит одну или несколько квитанций, - рассказывает Пётр Сучков, - считается, насколько был завышен тариф, высчитывается весь объём компенсации. Так, если принесли квитанции с июля по ноябрь, ему компенсируются средства за эти 5 месяцев и ещё на 6 месяцев вперёд, по среднемесячному размеру компенсации. Через 6 месяцев, если была разница в тарифах, человек снова приходит с квитанциями, делается перерасчёт, если компенсация должна быть выше, ему ещё добавляется, если ниже, компенсация пересчитывается и ещё на шесть месяцев вперёд выплачивается субсидия. Вот и всё. Всё просто!
- Не надо, получив квитанции в августе, нестись в соцзащиту, – остерегает он. - У вас есть время до конца декабря 2013 года.
Очевидно, глава соцработников переживает о тем, как его подчинённые справятся с потоком жаждущих компенсацию. Что же будет, если все они придут за деньгами в декабре, накопив заветные справки и квитанции?..
- Получателями всех мер социальной поддержки в Самаре являются более 630 тысяч человек, в связи с этим постановлением ожидается, что количество обращающихся увеличится на 10%.
Впрочем, опасения Сучкова косвенно опровергла руководитель департамента тарифного регулирования министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Алёна Гаршина. Она рассказала, сколько составит адресное субсидирование в зависимости от поставщика. Для абсолютного большинства потребителей компенсация составит от 9 рублей до 24 рублей на квартиру. По отдельным поставщикам разница в тарифах может быть значительнее и субсидии будут больше - в пределах 230 рублей на квартиру. Однако есть несколько адресов, где субсидии могут достичь 1 тысячи рублей.
Получается, что вся описанная выше процедура необходима для получения заветных 24 рублей в месяц? Самара, конечно, не самый обеспеченный город, но вряд ли среднестатистический житель будет выстаивать многочасовые очереди и общаться с работниками соцслужбы ради этой унизительной цифры.
Полигон воспитания подопытных граждан
Никто из присутствующих спикеров не смог ответить на вопрос корреспондента Засекин.Ру, какое количество потребителей будет иметь право на субсидирование.
Пётр Сучков лишь повторил, что соцслужба ожидает увеличения потока на 10%.
- Как вы оцениваете эффективность субсидирования конечных потребителей по заявлению? Не лучше ли разработать схему субсидирования через поставщиков и управляющие компании?
- Давайте посмотрим с разных точек зрения, - попробовал ответить на вопрос Засекин.Ру Пётр Сучков. - Гораздо проще взять и выдать субсидию управляющей организации, сразу на 20 тысяч жителей, это и проще, и экономичнее. С другой стороны, что от того, что житель получил по пониженному тарифу оплату? Ничего? Он как-то изменил своё отношение к экономии расходов или ещё к чему-то? Нет, никак. Мы знаем, что у нас есть «резиновые квартиры», где прописан 1 человек, на него идёт расчёт, а пользуются этими квартирами до сотни человек. Каждый из нас как потребитель услуг должен научиться считать расходы. Когда субсидирование идёт в виде опосредованного низкого тарифа, кто-то где-то получает субсидию, этого не происходит. Мы никогда не сможем научиться экономить, - полагает господин Сучков, - если каждый из нас не научится считать и думать. С точки зрения экономической, конечно, очень затратно производить расчёты на каждого человека, людей к себе пригласить, с каждым побеседовать. Это неприятно всегда, но с точки зрения воспитания это очень важно и правильно. Поэтому вся эта реформа и идёт.
- Но «резиновые квартиры» это не ликвидирует. Ограничение тарифа для жителей остаётся на том же уровне – 12%, вне зависимости от того, субсидируют поставщиков или субсидируют конечного потребителя...
На это замечание отреагировала Лидия Севрюгина. Она попробовала оправдать введение нового механизма изменениями федерального законодательства. На повторную просьбу оценить эффективность нового механизма, чиновница ответила:
- Ну, по новому механизму мы ещё не работали. Посмотрим, как он будет работать. Но это правильно, это будет правильно, на наш взгляд.
На субсидирование разницы в тарифах в бюджет департамента социальной поддержки на 2013 год уже заложено 90 млн рублей. Однако остаётся неизвестным, сколько из этих денег отправятся в кошельки горожан, переплативших за «коммуналку», а сколько осядут в недрах бюджета. В Самаре проживает порядка 1,2 млн жителей, если представить, что они живут по четыре человека в квартире, это 300 тыс. потенциальных получателей субсидий, большая часть из которых вряд ли выстоит в очереди за положенными деньгами. Так администрация Самары, выдержав федеральный тренд, ещё раз показала, как можно сэкономить на гражданах и сделать из этого пиар-акцию – продемонстрировав свою заботу о жителях, их благосостоянии и экономическом воспитании.
Елена Вавина
Репродукция картины «Очередь» Алексея Сундукова
Комментарии (0)
Оставить комментарий