Самый авторитетный журнал «про чужие деньги» опубликовал очередной рейтинг. На сей раз богатейшие люди России были размещены на карте страны по местам своего рождения. Самара оказалась родиной одного-единственного олигарха — Леонида Симановского. Засекин.Ру решил напомнить читателям этапы богатой на «повороты судьбы» биографии «форбсного» земляка.

Нефть и деньги

Нынешние олигархи входили в «сознательную жизнь» еще в СССР, и потому аристократическим рождением и «быстрыми стартами» не хвастаются. Вот и Леонид Яковлевич Симановский начинал свой «творческий путь» слесарем-сборщиком завода «Прогресс». Но первым его «счастливым поворотом» стало получение высшего образования в Плановом институте, которое помогло сменить «малоперспективную» космическую отрасль на «нефтегаз», что позволило ему в 30 лет стать заместителем управляющего трестом «Куйбышевтрубопроводстрой».

Трест этот, кстати, возглавлял Виктор Михельсон, а с 1987 года — его сын Леонид, и этот факт еще сыграет важную роль в жизни Симановского. Но пока, с приходом «лихих 1990-х», наш герой погрузился в новую для него финансовую сферу — настолько новую, что пришлось получать второе высшее образование в Московской финансово-банковской школе, по окончании которой в 1995 году бывший слесарь-сборщик возглавил только что появившийся на свет банк «Солидарность».

Но из родной «нефтянки» Симановский не ушел — уже с 1996 года он работает в структуре НК ЮКОС. Там, помимо общих обязанностей вице-президента, Леонид Яковлевич курировал самые разные проекты: «Волгатанкер», «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз».

Тархов и «Фосфор», Михельсон и «Новатэк»

В 2001 году случился новый «счастливый поворот» в карьере Симановского. И снова — кто бы мог подумать, что менее чем через два года богатейший человек России, владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]станет «узником совести», а его ближайшие помощники — фигурантами громких судебных процессов? Догадывался ли о чем-то наш герой, или просто «подфартило», но он вовремя «соскочил» с поезда, ведущего «в никуда», и покинул нефтяную компанию, объясняя это желанием завести собственное дело.

И дело это Симановский решил завести на пару с еще одним «беглым» вице-президентом ЮКОСа Виктором Тарховым. Они вкупе с еще несколькими экс-топ-менеджерами разнообразных НК основали ГК «Химпроминдустрия», которая попыталась захватить контроль над крупнейшими в стране предприятиями отрасли — Новочебоксарским комбинатом и тольяттинским заводом «Фосфор». Однако получить контрольный пакет «Фосфора» не удалось из-за упрямства тогдашнего владельца завода Ирины Гендель, потом начались сложности с самой «Химпроминдустрией»... В итоге проект «химического Газпрома» приказал долго жить, а Тархов и Симановский отправились разными дорогами, но в одну сферу — в политику. «После их ухода между их бывшими партнерами произошел конфликт по поводу растраты средств» (сайт lobbying.ru).

Но идти в политику «нищим» и безработным — моветон, и экс-топ-менеджер ЮКОСа стал председателем совета директоров ОАО «СНП НОВА» — того самого треста «Куйбышевтрубопроводстрой», который Леонид Михельсон приватизировал, а потом включил в качестве одного из активов в компанию «Новафининвест». От строительства трубопроводов этот еще один будущий олигарх тогда уже переключился на газодобычу. В результате сложных, а порой и скандальных манипуляций (были даже судебные разбирательства, инициированные Газпромом), созданное Михельсоном ООО «Новатэк» постепенно превратилось в крупнейшего после Газпрома добытчика и экспортера газа в стране.

Симановский активно включился в бизнес бывшего начальника, и в 2003 году уже был председателем совета директоров «Новатэка».

Самый богатый депутат

И именно с 2003 года Симановский становится политиком. Он баллотируется в Госдуму РФ от «Единой России» и становится депутатом. С тех пор в каждом созыве он – член фракции ЕР. На сегодня он курирует Ханты-Мансийский автономный округ (где сосредоточена большая часть добывающих активов Михельсона), осуществляя, по словам одного из экспертов, «политическое прикрытие совместного бизнеса».

Не обходят вниманием фигуру Симановского и СМИ, причем не только Forbes, и не только из-за размеров состояния. Впрочем, оно, состояние, остается приличным. Последняя «декларационная кампания» в Госдуме зафиксировала его доход за 2012 год в размере чуть более 391 млн руб. Это сделало его не только самым богатым депутатом среди представителей ХМАО (суммарный доход четырех остальных не составляет и четверти этой суммы), но и позволило занять символическое четвертое место среди представителей всей Госдумы (а в 2009-2010 годах он вообще возглавлял этот «список»). 

Впрочем, живут «думские миллионеры» скромно – согласно той же декларации, в собственности у Симановского всего лишь жилой дом 479 кв. м, два участка под индивидуальное строительство да «мерседес-бенц». Глупые вопросы типа «а на что он потратил 400 млн руб.?» просьба не задавать – вполне может быть, что прокутил и прогулял с медведями и цыганами…

Нелетный представитель

Как и полагается всем великим людям, про Симановского есть даже «анекдоты из жизни». Один «слухособирательный» сайт с пометкой «уровень достоверности: средний» поместил информацию о том, что «губернатор Югры Наталья Комарова запретила депутату Госдумы Леониду Симановскому прибывать в ХМАО на своем самолете. Говорят, с такой просьбой она обратилась к нему недавно. Теперь один из самых известных и богатых депутатов вынужден добираться до Югры на рейсовых самолетах. Или же искать попутчиков: например, он летает с сенатором Виктором Пичуговым на его самолете. «Пичугову таких просьб от губернатора не поступало, наверное, потому что тот и ездит в ХМАО реже», – рассказывает один из знакомых югорских миллионеров».

А самый интересный «анекдот» - на том же сайте и на тот же сюжет. «Нужно было срочно лететь в Ханты-Мансийск, а билетов на бизнес-класс не было. Мы пошутили, что надо покупать весь эконом-класс и лететь. Ну, мы-то пошутили, а он задумался. Еле отговорили», – рассказывает коллега Симановского».

Дмитрий Копалиани