На 1 марта долг простых самарцев за коммунальные услуги составил 3 млрд 286 млн руб. Об этом заявил для СМИ заместитель руководителя городского департамента ЖКХ Юрий Козельский. Депутаты гордумы затребовали «крови» - то бишь, заговорили о практике выселения за долги. А в самой мэрии предлагают ввести для УК добровольные рейтинги и сертификацию услуг.
Чувство глубокого неудовлетворения
Легче всего представить жителей (сделанных самарскими чиновниками в ситуации «крайними») «неблагодарными нахлебниками». Можно еще вспомнить «проклятый совок» и его «растлевающий государственный патернализм». Можно даже долго не думать, обратившись к нетленной классике – «при Сталине такого не было».
А можно ознакомиться с результатами социологического исследования, проведенного общественной палатой Самарской области (не самой, конечно, а по ее заказу). Жителей региона спросили о «степени удовлетворенности работой управляющих компаний в 2012 году». В результате оказалось, что 41,8% респондентов недовольны тем, как УК с этими самыми обязанностями справляются. При этом больше всего претензий у обитателей губернских городов – 45% горожан оценивают работу коммунальщиков неудовлетворительно (для сельской местности аналогичный результат – 27,6%).
Впрочем, социологи, выполнявшие задание ОП, еще были очень лояльны и «политкорректны». Аналогичный опрос, проведенный в январе Росстатом в столице области, показал, что не устраивает работа жилищно-коммунальных служб «в целом» 82% самарцев. Помимо этого, 49% из них отметили, что недовольны состоянием домов, в которых проживают.
Так что процесс «нелюбви-недружбы» обитателей Самары и чиновников ЖКХ обоюдный, и претензии накопились с обеих сторон серьезные.
Репрессивная фискальность
Впрочем, возлагая тяжелое бремя трехмиллиардной задолженности на плечи обычных самарцев, чиновники слегка стесняются и скороговоркой прибавляют – «долг, недополученный мэрией от управляющих кампаний и самарцев через ЕИРЦ». Фактическими должниками перед ресурсоснабжающими организациями являются УК.
И нисколько не желая выгораживать эти, в общем-то, неэффективные и несовременные конторы, необходимо честно заметить – вместо помощи в своей работе от чиновников всех других инстанций коммунальщики в основном получают лишь новые санкции. Некоторые ведомства – жилищная инспекция, прокуратура и пр. – относятся к УК как к «охотничьим угодьям», сконцентрировавшись лишь на поисках поводов для выписывания всё новых штрафов. В 2012 году, например, за нарушение жилищного законодательства ГЖИ оштрафовала коммунальные фирмы (УК, ТСЖ и ЖСК) на общую сумму более 52 млн рублей, что вдвое превзошло подобные же «сборы» 2011 года.
Да, закон надо соблюдать, и всё такое, но вот откуда у коммунальщиков средства для выплаты многочисленных штрафов? Всё оттуда же – из давно уже перестающих быть толстыми кошельков нас, простых граждан-плательщиков. Многие «управдомы» честно признаются – деньги на штрафы приходится брать из собираемых на текущий ремонт и содержание домов.
И средства эти, взысканные по судам, кстати, отправляются не на устранение выявленных недостатков, а в казну муниципалитетов, где попросту растворяются в мутных водах «прочих расходов». Неслучайно в общественной палате родилась идея штрафы эти аккумулировать в специальном фонде, из которого должны выделяться средства на исправление выявленных недостатков. Хорошая инициатива, но сколько еще на пути нее может возникнуть бюрократических преград?..
Добровольно и принудительно
Впрочем, в администрации Самары есть своя версия того, откуда взялись столь большие долги УК. Виноваты, с точки зрения чиновников, снова простые граждане. Дмитрий Азаров считает, что «накопление долгов во многом связано с проблемой квартир, в которых количество проживающих превышает число зарегистрированных, а сумма за излишки потребления коммунальных ресурсов распределяется на всех жильцов дома, становясь непосильным бременем для семей». Ловкий такой ход – разделить жильцов на «чистых» и «нечистых», направив их праведный гнев друг на друга, а не на УК и мэрию.
Депутаты гордумы пошли дальше – вытащили из пыли и нафталина старый жупел. Они считают, что пришла пора «показать оскал бесчеловечного капитализма» – начать практику выселения за долги. Председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Николай Скобеев, отринув излишний популизм, так и заявил: «Жильцы должны знать, что если они не заплатят за услуги ЖКХ, их могут выселить!». Правда, тут же счел необходимым добавить: «Да, это крайняя мера, и применяться она должна только в крайних случаях».
Однако Дмитрий Азаров, кажется, хочет оставаться хранителем худого мира, а не разжигателем доброй войны. Предоставив Николаю Скобееву щелкать кнутом, он предложил маленький, безобидный, не очень питательный, но привлекательный внешне пряник. Мэр поддержал идею добровольной сертификации услуг ЖКХ, высказанную на заседании совета по развитию предпринимательства в Самаре, и решил создать соответствующий документ. Он уверен, что «добровольная сертификация услуг управляющих компаний и составление репутационных рейтингов поможет способствованию создания здоровой конкурентоспособной среды в ЖКХ».
Вот только поможет ли добровольная сертификация (или принудительное выселение) ликвидировать трехмиллиардный долг в обозримом будущем? Верится пока с трудом (если вообще верится). Поискать бы, конечно, городским властям более эффективные меры. Да где же их найти?..
Михаил Барклай
Комментарии (0)
Оставить комментарий