Есть старый анекдот про предвыборные обещания. Новый мэр находит в столе предшественника три запечатанных конверта. На первом надпись «Вскрыть через год», а внутри послание: «Вали всё на меня!». На втором написано «Вскрыть через два года», внутри – «Обещай!». На третьем – «Вскрыть через три года», внутри: «Пиши письма».  У Дмитрия Азарова минул пока второй «юбилей»… И он сделал очередное программное заявление о судьбе городских дорог.

«Обещаю и торжественно клянусь»

Надо отметить, что в своих предвыборных обещаниях Азаров вполне конкретно «гарантировал» многое. Вот что обнаружилось в одной из его кандидатских «памяток»:

- содержание и ремонт дорог только на конкурсной основе;

- решение проблемы состояния внутриквартальных проездов и обустройства дворовых автопарковок;

- капитальный ремонт улиц Венцека, Чапаевской, Галактионовской, Гагарина, Победы, Советской Армии, Авроры, Товарной, Магистральной, Ташкентской (от Ново-Садовой до Стара Загоры), Аэропортовского шоссе, Зубчаниновского шоссе;

- ремонт дорожного покрытия улиц Физкультурной, Промышленности, Заводского шоссе;

- реконструкция проспекта Кирова и путепровода по улице Земеца;

- строительство дороги от поселка Петра-Дубрава до Ракитовского шоссе;

- ремонт внутриквартальных дорог, отмостков, тротуаров по улицам XXII Партсъезда, Антонова-Овсеенко, Гагарина, Советской Армии.

Предлагаю читателям самим оценить, что из этого списка сделано. Как постоянный житель дома по улице Советской Армии, могу авторитетно заявить: кроме отмостков вокруг дома, ничего не изменилось – ни тротуары, ни внутриквартальные дороги, ни «дикая» парковка во дворе. Да и  капитальным ремонтом улицы что-то совсем не пахнет – вчера возвращался домой на «таксометре» и прыгал по ухабам…

Год 2011-й

Весна первого года правления Дмитрия Азарова выдалась особенно «ямной» и «лужно-дырявой», так что многие автолюбители вспомнили лозунг времен борьбы с Георгием Лиманским: «Плохой мэр – плохие дороги». Однако новая администрация сразу нашла выход – отвратительное состояние оттаявшего покрытия было объявлено «сознательной диверсией» Виктора Тархова. Мол, командой прошлого мэра, не верившей в победу, не были произведены необходимые мероприятия для подготовки дорог к зиме, и эта «бомба замедленного действия» сработала весной 2011-го. Да и вообще – «предыдущие администрации» выделяли средств недостаточно, чем (негодяи такие) подложили Дмитрию Азарову изрядную свинью.

Еще один «враг» тоже был найден быстро – подрядчики. Дает, дескать, нерадивый подрядчик гарантию на 5 лет, а дорога уже через год в ямах и трещинах. С такими было торжественно обещано бороться и заставлять их ремонтировать улицы за свой счет.

В целом же 2011-й стал годом «наступления Азарова на плохие дороги» – в СМИ и на сайтах публиковались гордые рапорты и списки отремонтированных участков улиц, и в целом, по признанию мэра, на них было потрачено около 2 млрд руб.

Цифра эта стала магической – во время одной из пресс-конференций по итогам 2011 года (весной 2012-го) Азаров заявил, что если подобные суммы будут тратиться 6-7 лет подряд, то «будет возможно отремонтировать большинство дорог города».

Год 2012-й

Следующий год, похоже, заставил Дмитрия Азарова пристальнее познакомиться с «текущей реальностью», и его интерес к «дорожным» вопросам резко спал. По крайней мере, по количеству оптимистических рапортов и заявлений для СМИ. Да, мэр освоил новый вид деятельности – ночные рейды по улицам города. Но в его высказываниях стали заметны изрядные нотки пессимизма и скепсиса.

Самый же тревожный симптом – в его словах не появлялись новые образы, а повторялись старые. Оказалось, что негодяи-подрядчики снова плохо отремонтировали дороги, которые разваливаются, несмотря на многолетние гарантии, и вновь «мы заставим их ремонтировать за свой счет». И опять виноваты «школа, улица, родители»: на осенней (уже) пресс-конференции Азаров обвинил в плохом состоянии дорог тех, кто их «плохо ремонтировал в прошлые годы»: «Последние 12 лет, что страна поступательно шагала вперед, Самара бездарно потеряла».

Ну и самое любопытное – несмотря на то, что и в 2011, и в 2012 году уже было потрачено на дороги по 2 млрд руб., для окончательной победы в конце 2012 года мэру нужно было… правильно, снова 7 лет (и уже не 6-7, а также не 5-6, как могли подумать хорошо разбирающиеся в арифметике, но плохо в муниципальной политике читатели).

Год 2013-й

Осенью 2012-го истек второй год правления Дмитрия Азарова. Но он продолжает обещать. Правда, все более затухающими темпами. На прошлой неделе, в эфире телеканала «Россия 24 – Самара» он заявил, что для полного ремонта дорог необходимо… уже 8 лет. Весьма странный рост не в самую логичную сторону, не так ли?

Прозвучала и «страшная» сумма, благодаря которой всё-таки можно привести самарские дороги в окончательно человеческий вид. В эфире «Эха Москвы» Азаров заметил, что ему необходимо для этого всего-то на всего 18 миллиардов рублей.

Можно, конечно, встать на сторону мэра, и объяснить, что точно он сказал «от 4 до 8 лет», и объяснить такой разброс тем, что на весь 2013 год он запланировал на дороги уже не «около 2 млрд», а всего один млрд руб., и, видимо, не надеется, что эта цифра в ближайшие годы вырастет. Но даже в этом случае возникает неизбежный вопрос: почему такое серьезное сокращение, и откуда такой пессимизм в городе, ждущем приток денег из федерального бюджета по случаю чемпионата-2018?

Впрочем, лично я, глядя на то, что за два с половиной года не сделано на самарских дорогах, уже не хочу забивать себе голову этой «занимательной арифметикой». Особенно в свете слухов о том, что быть мэром Самары Дмитрию Азарову осталось совсем недолго. Мне просто интересно: его преемник сколько будет валить всё на Азарова – год, два, или больше?..

Дмитрий Копалиани