Экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа рассказал нам  о конце эпохи «Ростехнологий», будущем Игоря Комарова и новом корпоративном празднике

- Юрий Кузьмич, в феврале прошло собрание акционеров АвтоВАЗа, приняты изменения в совет директоров, которые, похоже, означают завершающий этап передачи контрольного пакета в руки Renault-Nissan. На ваш взгляд, уже можно говорить о конце эры «Ростехнологий» в истории АвтоВАЗа?

 - Мне кажется, сейчас «офранцуживание» завода, то есть окончательный переход на производственные и управленческие технологии Renault-Nissan осуществляется не такими высокими темпами, как мог бы. Именно потому, что вопрос собственника до конца не оформлен. Все вроде бы ясно, передача контрольного пакета иностранцам одобрена на уровне президента страны, даже создано совместное предприятие. Поэтому дело до конца так или иначе доведут. День Парижской коммуны скоро будем считать новым корпоративным праздником. Но о сроках завершения сделки говорить, как мне кажется, преждевременно. Вообще, всё, что говорит и обещает Сергей Викторович Чемезов, стоит ставить под сомнение - в его обещаниях все давно запутались. А ведь именно он до сих пор заведует кухней на предприятии. Наверное, нам надо дождаться годового собрания акционеров, которое, скорее всего, пройдет в июне. Но я соглашусь, де-факто эпоха «Ростехнологий» подходит к завершению. И в целом это благо.

 - Сейчас АвтоВАЗ в целом чувствует себя неплохо: антикризисный план фактически реализован, обновился модельный ряд... Вы согласны, что этот период все-таки заканчивается неким позитивом?

 - Безусловно, Игорю Комарову, в отличие от предшественников, делегированных в Тольятти «Ростехнологиями», удалось добиться результатов. Его и их показатели — это небо и земля. Комаров очень помог заводу вылезти из кризиса, очень быстро вошел в проблематику. Причем, ему не помешало отсутствие опыта в автопроме. Я бы сказал, он несколько реабилитировал предыдущую команду - Артякова, Алешина и прочих. Взял на себя весь накопленный ими негатив. И больше того, очень благородно себя повел — он не критиковал этих людей, не сваливал на них ответственность. И чем дольше он задержится тут, тем лучше для АвтоВАЗа. Я так понимаю, и французы его очень ценят. Глава Renault-Nissan Карлос Гон, в частности.

«Комаров просил Чемезова убрать с завода своих родственников»

- Полагаете, г-н Комаров продолжит работу на АвтоВАЗе?

- Конечно, я не могу за него говорить. Но от его окружения доводится слышать, что лично он вроде бы не против задержаться на какое-то время. Другой вопрос, что теперь Комаров явно будет востребован и на других позициях. Это человек со светлой головой, и АвтоВАЗ был бы отличным трамплином для него.

- Ходили слухи, что мы можем увидеть его в правительстве. А в последнее время появились внешне парадоксальные предположения о губернаторских перспективах Игоря Анатольевича...

- Насчет правительства — вполне реалистично. В роли губернатора, то есть публичного политика, я его, честно говоря, не вижу. Он достаточно прогрессивный, думающий менеджер. Человек бизнеса. Ну не могу представить, как он, например, вручает Депардье ключи от квартиры в Тольятти...

 - Если он покинет АвтоВАЗ, логично предположить, что его заменит представитель Renault-Nissan...

 - Да. Например, (вице-президент по продуктам и программам – ред.) Юг Демаршелье, на мой взгляд, почти готовый президент для АвтоВАЗа. Видно, что он очень старается. Вникает во все тонкости, общается с рабочими, с инженерами, встречается с молодыми специалистами... Наверное, сам того не замечая, работает в манере Виктора Полякова или, может быть, Валентина Исакова — то есть лучших управленцев АвтоВАЗа прошлого.

- При Комарове в руководстве завода произошли серьезные изменения. В частности, ушли наиболее критикуемые топ-менеджеры. Процесс кадрового оздоровления завершен?

- Да, это тоже большое достижение Комарова. Думаю, он попросту уговаривал Чемезова убрать с предприятия своих друзей и родственников. Очень тяжелый «непрофильный пассив», как я их называл. В этом плане удалось многое, но не все. Есть собственники завода, и последнее слово за ними, в том числе в кадровых вопросах. Поэтому окончательно управленческий аппарат будет оздоровлен, наверное, только после перехода контроля к французам. Думаю, Комаров сделал максимум. Все эти «сватья и зятья», работающие в Тольятти «вахтовым методом», сейчас не имеют на заводе того веса. Они мало что решают. 

- Тем не менее опять появилась информация, что для вице-президентов вдруг купили восемь служебных Infiniti по 4 млн рублей — и это на фоне очередных кредитов в банках. Казалось, с подобным хлебосольством в последнее время покончили...

 - Я тоже знаю об этой покупке. Но уверен, что инициатор - не Комаров. Траты в десятки миллионов рублей не могли пройти мимо совета директоров. А председатель совета директоров - тот же Чемезов. Скорее всего, решение принимали все эти генерал-полковники, которые всегда стремятся себя отгородить от основной массы сотрудников. Манеры очень характерные для российского правящего класса, увы. За рубежом, кстати, вообще нет такого понятия как «служебный автомобиль». Рудимент советской эпохи! Надеюсь, Комаров обратит внимание. Это просто дурацкий спектакль — на публике они на вазовских автомобилях, а в гараже  - Infiniti, купленные за счет завода! Эти машины сначала вообще не показывали, но теперь осмелели и стали пользоваться. Правда, я слышал, что не все восприняли эти подарки. Говорят, Демаршелье отказался. Как и несколько наших менеджеров.

«Время такое. Всё продано»

- Сейчас много говорят об изменении конфигурации взаимоотношений между АвтоВАЗом и городом, которое вроде бы началось при Комарове и должно оформиться с окончательным переходом контроля к французам. Что нового мы увидим тут?

 - Во-первых, я бы отметил момент, о котором мало говорят. СП, которое будет управлять заводом, зарегистрировано за границей. Это непременно повлечет определенные налоговые потери для города. 

 То что АвтоВАЗ дистанцировался от городской политики — преувеличение. Такой вид пытались сделать перед выборами мэра, но это чистый пиар, проверка реакции электората. Но такой ход был легко разгадан. Связь по линии Прохоров — Комаров — Андреев довольно очевидна. Мне кажется, АвтоВАЗ, кто бы им не управлял, не сможет полностью выйти из общественно-политических процессов.

- По нашим данным, на сентябрьские выборы в городскую думу завод делегирует минимум двух представителей — в том числе бывшего главу официального профсоюза Карагина...

 - По моей информации, двумя выдвиженцами дело не ограничится. В этом году завод действительно вновь готовится отправить целую команду в городскую думу. Соответствующая работа активно ведется.

- Эти люди пойдут под флагом ОНФ?

 - Думаю, могут быть разные варианты, в том числе и такой.

- А вам предлагали?

 - Мне давно перестали предлагать. Давно сказал, что честный политик, в моем понимании, - это примерно тоже самое, что непорочная «интердевочка». Участвовать в этом, зарабатывать на этом я не намерен.

- Французам и японцам городская политика тоже будет интересна?

 - Я сейчас много интересуюсь общественной деятельностью Renault, их профсоюзами, ветеранским движением, конфликтами, забастовками. Вы знаете, Renault имеет очень богатый опыт трудовых конфликтов, поэтому они понимают, какие на этом можно понести убытки. Разумеется, в силу своей европейской интеллигентности, они не будут действовать в лобовую. Но кому-то обязательно поручат функцию активного наблюдателя за социальными и политическими процессами в городе.

Но я хочу подчеркнуть, что не надо бояться прихода иностранцев. Разумеется, наши патриотические чувства будут где-то ущемлены. Но ведь никто не обижается на Татьяну Ларину, что она свое письмо писала на французском языке. Так и здесь. АвтоВАЗ, напомню, изначально был «итальянским». Поэтому я предлагаю смотреть в будущее с оптимизмом. Все-таки к нам приходят профессионалы, имеющие столетний опыт в автопроме. Мы сможем соприкоснуться с цивилизованными методами управления. Уверен, значительно сократиться уровень коррупции. Это сейчас важнее, чем то, какие технологии будут использованы в производстве. Главное, чтобы они опережали наши знания. Мы же талантливые, способные люди, сможем усвоить все новшества, взять все самое лучшее и в нужный момент использовать это, реализовать этот опыт. На данном этапе приход французов — благо! Лишь бы они не понабрались наших манер. Как, кстати, и многие ветераны, я вижу в этом скорее позитив. Да, обидно, что мы не смогли сами. Но что ж, время такое! Все продано.

Беседовал Антон Здобнов