Ярмарки идей и биржи контактов, форумы и бизнес-инкубаторы, гранты, субсидии и снова гранты. Молодым везде у нас дорога, прямая дорога в бизнес, особенно – в малый. Чем больше мы слышим от чиновников о помощи малому бизнесу, тем более мелким этот бизнес становится, вплоть до почти полного физического исчезновения. Впрочем, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко насчитал полтысячи начинающих предпринимателей, жаждущих открыть своё дело и пополнить собой экономический актив региона. 479-ти из них область обещает безвозмездные гранты в 300 тысяч рублей для начала бизнес-карьеры.
Как вы думаете, 300 тысяч рублей –это серьёзная сумма для бывших студентов и наёмных работников? Чиновники считают, что вполне. Да и поле для деятельности широкое. Только открывай и открывай: кафе, столовые, чайные, мастерские, булочные, фотостудии, ателье и так далее, перечислять можно долго, тем более, что в Самаре и области всех этих благ цивилизации не хватает катастрофически.
Кстати, а почему так? Тут вам и гранты, и инкубаторы, а малый бизнес ну никак не хочет развиваться. И безвозмездно, то есть даром, 300 тысяч область раздаёт с 2009 года, когда соответствующая программа вступила в силу как антикризисная мера в целях поддержки предпринимателей.
«За это время мы выдали гранты более чем 1,8 тысячи будущих предпринимателей, которые заинтересованы в создании бизнеса. Это и недавние студенты, и безработные, и просто активные люди, которые готовы делать что-то свое, а не работать по найму, - отметил оптимист Кобенко. - За последние два года мы еще раз убедились в том, что программа востребована, и поэтому ее продлили. В этом году поступило около пятисот заявок на получение субсидии для создания собственного бизнеса».
Конечно, востребована. Как могут быть не востребованы 300 тысяч безвозмездных рубликов? Вот только оптимизм министра расходится с данными Росстата, согласно которым на фоне бесчисленных программ, ярмарок, форумов и популистских заявлений о выходе региональной экономики на докризисный период, количество малых предприятий остаётся неизменно низким. Согласно официальным данным, с 2009 года по 2011 их число сократилось более чем на 16 тысяч. Наибольшее число предприятий насчитывалось в Самарской области в 2009 году – 46, 4 тысячи, тогда и была принята так называемая антикризисная программа, которая должна была оберегать малый бизнес от кризиса, взращивая его в уютных инкубаторах. При всесторонней поддержке многочисленных «спасительных» программ, число предприятий сократилось до 29,9 тысячи. Данные о предприятиях в этом году пока остаются неполными, но по состоянию на 1 апреля число малых предприятий, без учёта «микропредприятий», составляло 6, 7 тысячи.
О том, почему так кричаще расходятся оптимистичный пафос чиновников и отрицательная динамика развития малого предпринимательства, как работают ярмарки и форумы, куда уходят разрекламированные гранты, и почему предприниматели никак не могут начать вылупляться в бизнес-инкубаторах, экспертный портал Засекин.Ру решил выяснить у самых вменяемых самарских экономистов и бизнесменов.
Дмитрий Яковенко, президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов», исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов»:
«Помощь малому бизнесу в нашем регионе крайне малоэффективна и крайне коррумпирована»
- Как Вы оцениваете работу всевозможных программ и мероприятий по поддержке малого бизнеса в регионе?
- Вы этот вопрос подняли очень вовремя. Наши депутаты в ближайшее время собрались назначать уполномоченного по защите прав предпринимателей, но они не озаботились вопросом анализа эффективности финансовых ресурсов, выделяемых на малый бизнес. Ведь у нас выделяются финансовые займы, пусть и микроразмеров, оказывается какая-то иная помощь малым предприятиям. Но узнать результаты этих программ, узнать этих героев поимённо невозможно. Программа действует уже несколько лет. Кому, когда и сколько выделили? В каких муниципалитетах сколько было выделено? Сколько из областного, сколько из федерального бюджетов? Как эти малые предприятия повысили эффективность своей работы? Насколько больше они стали платить налогов? Как много из этих малых предприятий, взявших деньги на возвратной основе, вернули эти деньги назад? Эта информация удивительно закрытая.
- Да, мы уже столкнулись с такой проблемой…
- Вот я тоже искал эту информацию, её просто нет в доступных источниках. Невозможно найти никаких сведений о том, как распределялись эти финансовые ресурсы. И я сомневаюсь, что человек, который претендует на роль защитника бизнеса, способен его защищать, если он даже информацию о своей профессиональной деятельности не стремится раскрыть. Поэтому я оцениваю результативность помощи малому бизнесу в нашем регионе как крайне малоэффективную и крайне коррумпированную.
- А как Вы оцениваете состояние малого бизнеса в регионе в целом?
- Ко мне вот недавно приезжал консультироваться молодой предприниматель из Тольятти. Это выпускник вуза, который какое-то время уже проработал наёмным работником. Сейчас он решил заняться бизнесом и столкнулся с теми проблемами, которые по-хорошему, при нормальной организации помощи малому бизнесу, должно решать государство. У него появились проблемы с арендой помещения, проблемы со стартовым капиталом на развитие бизнеса. Он торкается в коммерческие банки, где при отсутствии устоявшейся репутации, при отсутствии залоговых гарантий кредит если и дают, то под самый высокий процент. А есть органы власти, которые должны предоставить ему финансовые ресурсы, они созданы для того, чтобы помогать, они зарплату получают, чтобы помогать малому бизнесу. Почему не доходят эти ресурсы до предпринимателей – вот загадочный вопрос. И информация по нему скрыта и недоступна.
Вячеслав Антонов, исполнительный директор Самарского регионального отделения ООО «Деловая Россия»:
«Коррупция и рейдерство – это два берега одной реки, по которой малому бизнесу не проплыть»
- Какие Вы можете отметить основные проблемы малого бизнеса в Самарской области?
- Важнейшим моментом на сегодняшний день должна быть защита малого бизнеса от коррупции и рейдерства на территории Самарской области. Эта проблема существует. Коррупция и рейдерство – это два берега одной реки, они друг без друга не ходят. И есть нечистоплотные чиновники, нечистоплотные люди в силовых структурах, которые, прикрываясь высокими званиями, отнимают и «кошмарят» бизнес.
- Городская и областная администрация регулярно запускают всевозможные мероприятия и программы по поддержке малого бизнеса. Насколько они эффективны?
- Они работают, молодёжь в бизнес вовлекается. Предпринимателям важно, чтобы их экономически и юридически какое-то время вели. И для этого есть бизнес-инкубаторы, информационно-консалтинговое агентство Самарской области, которые работают под крылом департамента развития предпринимательства. Они проводят целый комплекс мероприятий, которые позволяют начинающим бизнесменам правильно вести свою деятельность.
- Вы наблюдаете результаты работы этих проектов? Кажется, что в последнее время ничего не открывается…
- Дело в том, что в Самару приходят торговые сети. Они предлагают широкий ассортимент продуктов питания, одежды и услуг. При чём, они предлагают их по значительно более низким ценам.
- Какие сферы для начала нового дела Вам кажутся наиболее перспективными?
- Совершенно не охвачена сфера жилищно-коммунального хозяйства. Это болевая точка нашей страны и Самарской области в частности. Достаточно посмотреть на фасады наших домов, на состояние дворов, на грязные улицы, на вытоптанные газоны.
- Эта сфера монополизирована, пустят ли туда начинающих бизнесменов?
- Конечно, всевозможные управляющие компании держат эту сферу в своих руках и не хотят отпускать. Всё ЖКХ полностью запущенно, но я думаю, что эта сфера могла бы подняться именно за счёт малого бизнеса.
Сергей Сидоров, президент Самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание»:
«Городская администрация сносит киоски и рынки, а потом говорит, что поддерживает малый бизнес»
- Как Вы оцениваете эффективность многочисленных программ по развитию малого бизнеса в Самарской области?
- Поддержка развития малого бизнеса – это очень широкая и сложная сфера. Что касается реализуемых программ и мероприятий в этой сфере, которые проводит городская и областная администрации, то их нужно анализировать. Сейчас все говорят о привлечении молодёжи в бизнес, но это всё популистские заявления. Об этом говорят, потому что это стало модно, об этом заговорили первые лица государства. Нужно развивать предпринимательство, средний класс, вовлекать в бизнес молодёжь – это всё понятно, и об этом очень эффектно кричать с трибун. Но часто это выглядит просто анекдотично, когда чиновники прыгают и отовсюду кричат о поддержке предпринимателям, но сами даже не понимают, о чём они говорят. Мне, вообще, кажется, что чем меньше чиновники суются со своей помощью, тем проще предпринимателям, в 90% случаев чиновники оказывают медвежьи услуги.
- Получается, что болезненную для региона проблему они держат как политическую карту?
- Да, и помогая всеми силами малому и среднему бизнесу, всевозможные органы власти, только мешают ему. А сейчас создано такое количество структур, которые должны этим заниматься, в городе, в области, во всей стране, что их становится намного больше самого бизнеса. И это тоже своеобразный и очень прибыльный «бизнес». Вот у нас в городе похваляются, что убрали 700 киосков, что вот они как хорошо работают. Но при этом он даже не задумались, что минимум полторы тысячи человек оставили без работы, не дав им ничего взамен. Сейчас у нас закрываются киоски, рынки. А малый бизнес – это как раз рынки, торговля, сфера услуг. А что у нас делается для того, чтобы это существовало? Ничего, всё только закрывается, ужесточается, укрупняется, монополизируется. И человеку заняться бизнесом просто невозможно, это сверхтрудно. Потому что очень серьёзная конкуренция, административное давление, всё очень дорого. Банки сейчас на всех углах кричат о том, что предоставляют займы для малых предприятий, но это только рекламный ход, потому что кредиты выдаются под бешеные проценты. Сейчас начать более или менее нормальное дело просто невозможно.
- Сфера торговли и услуг крайне монополизирована, может ли малый бизнес в ней конкурировать с крупными сетями?
- Мог бы, есть пути. Дело в том, что не все группы товаров хорошо продаются в сетях. Например, кондитерские товары, молочные, табачные хорошо продаются в малых магазинчиках, киосках, которые продаются в зоне доступности. За ними не обязательно идти в супермаркет, легче купить в киоске во дворе. Вот только эти киоски и рынки сносит городская администрация, а потом говорит, что поддерживает малый бизнес.
- Один из наших экспертов назвал перспективной для малого бизнеса сферу ЖКХ. Вы согласны с ним?
- Да, это сфера услуг – как раз то, чем должен заниматься малый бизнес. Услуги того же сантехника и электрика легче приобрести у частников.
- Эта сфера крайне монополизирована. Пустят ли туда малый бизнес?
- Я не обращусь в управляющую компанию, чтобы мне их сантехник что-то отремонтировал, потому что я прекрасно представляю, как он это сделает. Я лучше обращусь по объявлению к частнику, и он за какие-то деньги сделает мне всё качественно и аккуратно, предложит новые технологии. И в следующий раз я буду обращаться к этому мастеру. Это и есть конкуренция. Как же монополисты могут не пустить малый бизнес в эту сферу?
- Но получается, что мы платим дважды. Сначала – по квитанции за коммунальные услуги, в рамках которых нам должны предоставлять соответствующее обслуживание. Потом – частному сантехнику, чтобы он выполнил работу УК.
- Это тоже решаемо. Сейчас создаются ТСЖ и они могут отказаться от услуг управляющих компаний, если они их не устраивают. Если мне эти услуги не оказывались, почему я должен за это платить. Поэтому, если дом не доволен работой управляющей компании, и откажется от её услуг, тогда можно обратиться и к малому бизнесу. Нужно помнить, что малый бизнес очень гибкий и мобильный. И в этом его огромный плюс. Частный бизнес, тем более индивидуальный предприниматель, может моментально реагировать на изменения на рынке. Здесь мы как раз видим, что развитие малого бизнеса тесно связано с самоорганизацией, развитием предпринимательских качеств и сознательности.
Подготовила Елена Вавина
Комментарии (1)
малый и средний бизнес в России в жж.пе, ничего вы не откроете, фирму, ч/п, вам просто этого не дадут, бандиты, рэкет, чиновники, банк-кредит, налоги, и аферисты. Честно работать как за границей с отчислением налогов, в России 76% на общих основаниях, Казань-Тюмень, пробовали-бесполезно, один в поле не воин, банк передает информацию о кредите в ОПГ, бандиты заберут у вас все, судебные приставы только и ждут, как быстренько взыскать недоимку, причин-куча, вам просто поломают всю работу, чиновники администрации ждут вас-плати,
а милиция-полиция и прокуратура просто беззаконие, РУБОП разогнали, законов охраны предпринимателей нет, простой вопрос к ЧОП Казань, - вы кто - УВД или братва? Ответ - мы не УВДЭЭЭЭ... вот вам и охрана офиса, а без охраны офиса делать торговлю бесполезно, "крыша" как была, так все и осталось. Плати и сразу, а потом передадут другим вымогателям братве-ботве.
Законов нет охраны малого и среденго бизнеса. или под бандитов лягать, или под ментов, или как хочешь крутись. Бесполезно. Страх за жизнь родных и близких, МСБ.