Главное управление организации торгов Самарской области провело для областного Министерства транспорта конкурс по страхованию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Победителем этого конкурса вновь стала компания «Росгосстрах», которой область заплатит 55,16 млн рублей на страховку дорог от пожаров, ударов молнии, взрывов, оползней и просадок.

Региональные власти также опасаются, что дороги похитят «путём совершения кражи, грабежа, разбоя» или повредят в результате террористических актов. Страховщики должны обезопасить дороги от стихийных бедствий и природных явлений, таких как землетрясение, цунами, ураган, буря, ливень, град, обвал, сель и наводнение.

Опасаясь, что дороги разобьют градом или похитят в результате разбойного нападения, региональные власти были готовы выплатить страховщику и больше - до 70 млн рублей. Ранее по подобным конкурсам минтранс не скупился – платили до 118 млн. Трата необходимая! Наши дороги регулярно похищают – 27 раз за последние четыре года.

ООО «Росгосстрах» должно будет подстраховать от молний и дождя 806 дорог протяженностью 7 тыс. км. Их общая стоимость составляет 48,1 млрд рублей. Контракт должен быть заключён до 26 июля, а значит, ровно год дороги Самарской области будут защищены магической печатью в виде страхового полиса.

«В этом случае две российские беды нашли друг друга, - шутит страховой юрист Дмитрий Берестнев. - Страховать дороги, на мой взгляд, нет никакого смысла, если только для отмывания денег. Выхода практического для тех, кто ездит по этим дорогам точно не будет».

У «Росгосстраха» было три конкурента: ЗАО «Страховая компания «Транснефть», ООО «ВТБ-Страхование» и ОАО «Самара». Больше всего за свои услуги предложил «Транснефть» - 61,99 млн рублей, «ВТБ-Страхование» - 56 млн, самую скромную сумму предлагает «Самара» - всего 29,6 млн рублей. Однако госконтракт по давней традиции получила федеральная компания, у неё накопился большой опыт по страхованию дорог от дождя.

«По условиям конкурса, важен размер уставного капитала, что нелогично - от капитала не зависит качество услуг, - комментирует конкурс генеральный директор СК «Поволжский страховой альянс» Владимир Бычков. - Очевидно, это требование и сыграло за «Росгосстрах».

«Этот вид страхования осуществляется в тесном контакте компании и регионального руководства. Во многом это заранее согласованные тендеры. В период губернаторства Константина Титова в них побеждали региональные компании. Поочерёдно страхованием занимались компания «Самара» и компания «АСКО» - в зависимости от их близости к губернатору, - рассказал в интервью Засекин.Ру владелец агентства «Страховой советник» Олег Кокорев. - В последнее время, предпочтение отдаётся федеральным компаниям, и решения по таким тендерам принимаются, на самом деле, не в Самарской области. Безальтернативно выигрывают компании, у которой на федеральном уровне выстроены особые отношения с вертикалью власти, несмотря на то, что эти компании предлагают самые дорогие варианты. Это один из самых откатных видов страхования».

«Росгосстраху» уже счастливилось обходить конкурентов, не смотря на высокую стоимость услуг. В 2011 году компания выиграла конкурс, предложив цену в 70 млн рублей. Тогда «Росгосстрах» обошёл конкурентов, предложивших - 40,4 млн рублей (ООО «Страховая Группа «Компаньон»), 30,8 млн рублей (ОАО «СК «Самара»). Последней также удавалось заполучить госконтракт, и всего за 32,6 млн рублей, это было пять лет назад - в 2007 году. Уже на следующий год «Самару» обошёл «Росгосстрах-Поволжье», получив за свои услуги 118,7 млн рублей. В 2009 - 2010 годах конкурс не проводился.

«Нас устраивает эта цена. Ее определили, исходя из нашего опыта по страхованию таких дорог. Мы всегда предлагаем на этом тендере около 30 млн рублей», - комментирует генеральный директор «Самары» Владимир Краснощеков.

Эксперты отмечают, что страховые выплаты по таким контрактам нестабильны. Они зависят от погодных условий, количества ДТП, воровства. Как правило, это 5-20 млн рублей в год. В ушедшем году в области было замечено всего 6 фактов причинения убытков объектам страхования. Всего шесть ямок и ухабин образовались на теле самарских дорог. За повреждения «Россгострах» выплатил 12 млн рублей, таким образом компания смогла заработать 58 млн.

В конкурсной документации, не смотря на неоднократные запросы участников конкурса и наблюдателей с просьбой разъяснить информацию, приведены весьма отрывочные сведения о том, какие ущербы и в какие периоды были причинены застрахованным дорогам. Сказано, что с 2008 года были зафиксированы 27 фактов причинения убытков объектам страхования. Все они произошли «в результате противоправных действий третьих лиц, направленных на повреждение или уничтожение имущества и хищения путём совершения кражи» на сумму ущерба в 1,9 млн рублей. С 2007 года было зафиксировано 58 фактов причинения убытков дорогам. Разбила их шальная молния или похитил злостный разбойник, в конкурсной документации не сообщается.

Отдавая федеральной страховой компании миллионы бюджетных средств, область остаётся у разбитых дорог и бюджетного корыта. Эксперты сходятся во мнении, что реальным налогоплательщикам эта статья расходов не нужна, на сохранность дорог она никак не влияет.

«Теоретически, мы можем предположить, что произойдёт какое-то размывание дороги, которая находится вблизи реки. Но остальные риски, конечно, маловероятны. И невозможно взвесить реальную стоимость этого страхования, там однозначно заложена коррупционная составляющая. Риски по этому виду страхованию гипотетические, и оно не имеет никакого отношения к защите имущества Самарской области», - рассказал Кокорев в интервью порталу Засекин.Ру.

На практике, по словам экспертов, нет отдельных правил по страхованию дорог, поэтому их страхуют на тех же условиях, что и объекты недвижимости. Это открывает возможности для применения и работы целого ряда коррупционных схем.

«Схем мошенничества по страхованию существует очень много. Тут можно и сметы завысить, можно фиктивные страховые случаи сделать. Разве это проблема – найти на нашей дороге выбоины, чтобы организовать страховой случай. В этом проблемы никакой, а ремонтировать дорогу, всё равно, никто не будет, - рассуждает Дмитрий Берестнев.

«Я бы сказал, что этот вид страхования носит кулуарный характер и широко в обществе не обсуждается, поэтому нет специальных правил, привязанных к реальным рискам, связанным с дорогами», - считает Кокорев.

«Страховые случаи по этому конкурсу радуют. Особенно хищение. В моей практике был случай, когда трёхэтажное здание страховали от хищения, - рассказал порталу Засекин.Ру Дмитрий Берестнев. – Ну, вот вам, пожалуйста, страховой случай, который никогда не наступит, хищение или удар молнии, и за него не надо будет платить никаких выплат. Деньги уплачены, случай не наступил, а значит, деньги благополучно положены в карман».

Ранее вопрос «раздаривания» бюджетных средств страховым компаниям поднимал депутат Самарской губернской думы Александр Колычев. В 2010 году Губернская дума приняла решение страховать от снега и дождей ещё не построенные дороги. Тогда 100 млн рублей ушли всё тому же «Росгосстраху». Тогда Колычев заявлял о бессмысленности этой траты, но народные избранники ему не вняли.

В этом году область, можно сказать, сэкономила. Если решение о сумме контракта принимается, как считают эксперты, не в регионе, и не зависит от качества и стоимости услуг, можно было бы подарить «Росгосстраху» и 100, и 200 млн рублей. «Кто проверять-то будет? Кто обращаться по страховому случаю будет?», - вопрошает Дмитрий Берестнёв. Портал Засекин.Ру присоединяется к вопросу эксперта . К сожалению, риторическому…

Елена Вавина

P.S. СК «Самара» обратилась в суд с жалобой на главное управление торгов по Самарской области в связи с решением признать победителем конкурса «Росгосстрах».
- Мы предлагали бюджету значительно сэкономить на страховании, но победителем все равно был признан «Росгосстрах». Мы считаем, что наличие требования о количестве точек продаж или же уставном капитале ограничивает конкуренцию, — заявляет Владимир Краснощеков.