Когда-то усадьба графов Орловых-Давыдовых поражала роскошью и размахом. Сейчас – своей запущенностью и заброшенностью. И хотя разговоры о том, как значимо это место для истории Самарского края, как важно сохранить его для потомков, ведутся многие годы, хотя историки и краеведы били во все колокола, писали статьи, снимали фильмы, усадьба продолжала приходить в запустение.

Она несколько раз горела, зарастала сорной растительностью, здесь собирались местные жители, оставляя после попоек горы бытового мусора. Усадьба пережила судьбу, которая постигала все роскошные постройки со времен шумеров и вавилонян, – стала источником бесплатного стройматериала для сельчан.

Пока власти пытаются найти решение, кто, на какие средства и, главное, ради чего возьмется за реконструкцию, среди диких туристов, посетивших усадьбу, нашлась девушка, которая не ограничилась охами и вздохами по поводу запустения величественного графского дома.

Влюбившись в чужое родовое гнездо, Анна Головлёва из Тольятти решила, что любовь должна быть с крепкими руками, что если призывы о помощи так мало помогают, есть смысл просто взять в руки инструмент и начать что-то делать.

Ни лишних денег, ни административного ресурса, ни связей у Анны не было, но были энергия и воля хоть что-то сделать для сохранения памятника. На первый мини-субботник Анна приехала в Усолье с семьей и парой близких друзей. Но 4 июня 2022 года энтузиазм Анны Головлёвой и тех, кого она смогла заразить своим желанием спасти усадьбу, привел в Шигонский район уже 150 человек. Это первый крупный областной субботник на территории памятника культуры регионального значения – усадьбы графа Орлова-Давыдова.

Волонтеры, которых удалось собрать и организовать Анне, собрали и вывезли больше 100 мешков бытового мусора. Еще 6 грузовых машин вывезли с территории спиленные и вырубленные клены, поросли которого превратили усадьбу в непроходимый дикий лес.

***

Есть ли у вас какой-то план работ? Что, как вы считаете, вам по силам?

Анна Головлёва:

- Cлово «план» не совсем подходит к тому, чем я занимаюсь. Скорее, у меня есть некое направление деятельности, которого я стараюсь придерживаться. Для меня усадьба и все с ней связанное – хобби. Поэтому я уделяю ей внимание тогда, когда у меня есть силы, время и возможность. Из-за этого у меня нет какого-то жесткого и четкого плана работ. Делаю то, что могу, нравится и умею.

Сама для себя я решила, что буду работать по двум большим направлениям. Первое – привлекать внимание властей и общественности к судьбе усадьбы с целью ее сохранения. Это и ведение переписки с органами власти, и проведение каких-то акций, например, субботников, или история с открытками, которые рисовали дети. Второе – попытаться сохранить память об усадьбе в цифровом виде: собрать как можно больше различных данных и артефактов о ней – фотографий, воспоминаний, статей, упоминаний и прочего. Все это я методично выкладываю в группе усадьбы во «ВКонтакте».

Если же говорить о том, что мне по силам... Это очень хороший вопрос – философский. Думаю, не меня одну, когда ты сталкиваешься с какой-то несправедливостью, посещала мысль: «Разве я что-то могу изменить? На что-то повлиять? Кто я такая?» И вот здесь всё зависит от того, как ты сам себе ответишь на эти вопросы. Если будешь думать, что ты «маленький человек», ничего не случится. Не говорю о том, чтобы считать себя великим. Нет, но считать себя гражданином, то есть человеком, который несет ответственность и переживает за свой подъезд, двор, город и страну. К тому же, я и не думала изначально, что столько людей, как и я, неравнодушны к усадьбе и историческому наследию. Стоило только обозначить себя, показать свое стремление, как они все дали о себе знать. Я даже на этом фоне вступила во Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, и теперь оно тоже принимает участие в судьбе усадьбы. Спасибо им за их труды!

Если же говорить о ближайшем будущем, то есть мысли о том, чтобы снять (вместе с одним замечательным человеком из Самары) небольшой документальный фильм о деятельности Орловых на территории нашего региона. Сделать так, чтобы в Википедии появилась классная статья об усадьбе. Сейчас ее, кстати, нет. Также искренне надеюсь, что судьбой усадьбы озаботятся депутаты Самарской губернской думы и наконец-то на одном из своих заседаний задумаются о том, как нам ее спасти или хотя бы законсервировать.

***

Поработать ради спасения исторического наследия приезжают неравнодушные жители из Самары, Ставропольского, Сызранского и, конечно, Шигонского районов, даже из Саратовской области! Глава поселения Иван Пономарев и сельчане активно помогают добровольцам.

Иван Пономарев:

- Меня не перестает поражать, что такая молодая и хрупкая девушка, как Анна, смогла привести добровольцев и столько сделать для усадьбы. Анна Сергеевна года 3–4 года назад впервые привозила сюда волонтеров. Тогда их не поддержали, к сожалению, внутри села с инструментом и вывозом собранного мусора. Я работаю главой полтора года и уже давно думал о субботнике, но мешала пандемия. В этом году мы хотели собраться с сельчанами для большой уборки на майские, но погода подвела, было холодно, лили дожди. Потом начались полевые работы, когда необходимая техника занята, и тут Анна Сергеевна снова вышла с инициативой.

Ее энергия, ее стремление идут рука об руку и с моей мечтой возродить усадьбу. Есть это стремление и у большинства жителей Усолья. Поэтому в этом году мы смогли организовать техническую поддержку субботнику, мы привлекли местные организации и фермеров, которые дали транспорт, бензопилы, сами приняли участие в уборке, организовали горячее питание для волонтеров и даже выступление наших артистов. Чтобы это был не просто выезд на работу, но настоящий праздник для волонтеров, где они вместе трудились и вместе отдыхали. Мы в Усолье хотим сохранить эту традицию, превратить ее в настоящий фестиваль областного масштаба.

На территории усадьбы годами копилась грязь, которую не убрать за один раз. Я считаю, что если проводить такие масштабные субботники дважды в год, весной и осенью, то через пять лет усадьбу будет не узнать! Если эту большую и трудную работу сделать руками волонтеров, то начать восстановление станет гораздо проще. Запущенный вид усадьбы не будет отпугивать потенциальных инвесторов, они будут понимать, что средства потребуются уже не на уборку мусора, но на специализированные работы, которые уже должны проводить специалисты после согласований с органами по защите памятников.

Все соглашаются с тем, что усадьбу нужно восстановить, но не так просто оказалось ответить на вопрос, зачем. Кроме колоссальных вложений в реконструкцию, необходимо понимание, что делать с усадьбой. Сделать популярным такой огромный музей так далеко от областной столицы было бы проблематично. Сейчас районные власти прорабатывают концепцию, в которой усадьба станет неким культурно-развлекательным центром, где рядом с музейной экспозицией будут гостиница, ресторан, развлечения для туристов. Усадьба должна стать местом, где туристы смогут погрузиться в эпоху, нарядиться в стилизованные костюмы, пожить бытом того времени среди исторической мебели и картин.

Иван Пономарев:

- Я хочу, чтобы усадьба жила. Мы надеемся, что вместе нам удастся организовать такой фестиваль, полезный и интересный, чтобы волонтеры сами спешили к нам. Для этого мы организовали обратную связь с участниками, чтобы понимать, что понравилось, что нет, что нам исправить в следующий раз. Я уверен: когда будет активно развиваться такое движение, восстановление усадьбы – не за горами.

***

Кстати, после июньского субботника в Музее истории Усольского края стало на один экспонат больше. Обычная участница акции Светлана нашла среди мусора старинный гвоздь, и теперь он попадет в музейную коллекцию. Такое внимательное отношение со стороны волонтеров очень важно: ведь среди гор мусора могут скрываться настоящие сокровища.

Вы общаетесь с историками, которые занимаются усадьбой, как это влияет на вас, на работу?

Анна Головлёва:

- Это помогает мне наполнять группу усадьбы во «ВКонтакте» качественным контентом и быть более точной в деталях публикаций, помогает датировать некоторые документы и фото. Это очень важно для документального отображения жизни усадьбы. Рада, что у меня случилось знакомство с видным исследователем семьи Орловых-Давыдовых Ниной Симоненко, написавшей замечательную книгу «Тайны графской усадьбы. Новое об «Отраде» и ее обитателях».

Вы также пишете много писем властям. Какое сложилось впечатление?

Анна Головлёва:

- Предполагаю, что мой опыт общения с чиновниками мало чем отличается от других. Я задаю им простые и прямые вопросы, а они мне пространно отвечают на две страницы без какой-либо конкретики. Думаю, это знакомо всем, кто хоть раз сталкивался с подобным. По итогам полугодовой переписки сложилось впечатление, что у правительства области нет четкого мнения, что делать с усадьбой. Поэтому они так и отвечают – уклончиво и пусто. Видимо, в коридорах власти пока иные приоритеты. Пока я могу похвалить всего трех людей, связанных с властью: руководителя областного департамента туризма Артура Абдрашитова, депутата Самарской губернской думы Екатерину Кузьмичеву и главу сельского поселения Усолье Ивана Пономарева. Эти люди отнеслись к моим предложениям и затеям с большой отзывчивостью и сделали всё, что было в их силах. Спасибо им большое! Надеюсь, наше плодотворное сотрудничество продолжится.

***

Пока шел субботник, фотографы сделали яркие снимки усадьбы в том виде, в котором она находится сейчас, а дети, как умели, нарисовали увиденное. Фото и рисунки превратятся в открытки, доходы от продажи которых пойдут на восстановление усадьбы.

Узнать больше о работе волонтеров и присоединиться к ним можно через группу https://vk.com/club208511604.


Елена Шишкина

Свежая газета. Культура. № 13 (234)