В галерее «Новое пространство» открылась выставка самарского современного искусства «Против течения».

В нашем городе существует несколько культурных институций, которые представляют публике определенный тип искусства, называемый «современным». Любая выставка современного искусства – это всего лишь демонстрация каких-то объектов, которые сама институция считает современными. Этим объектом, например, может быть абстрактная модернистская картина, клетка с живой крысой, видеоэссе, коллаж, предмет мебели, пейзаж, фотография, искусственное чучело зайца и прочее.

Современное искусство позволяет пользоваться любыми предметами и любыми эстетиками, в том числе и художественными языками прошлого. Например, модернистской картине уже более ста лет, но она до сих пор выставляется некоторыми институциями как предмет современного искусства. Эти предметы отбираются конкретным человеком, которого в системе современного искусства называют куратором. Кураторство – это отбор, экспозиция предметов (объектов, которые могут стать эстетическими) и общение с теми людьми, которые эти предметы предоставляют.

Каждая институция постепенно вырабатывает свой способ представления предметов и формирует свою аудиторию. В Самаре за три десятилетия формирования поля современного искусства сложилась определенная кураторская культура, и есть кураторы с узнаваемым стилем работы. Постоянный посетитель институции знает, куда он идет и с чем он может встретиться на выставке.

Главным означающим любой выставки является ее название. Если посетитель идет на выставку «Любовники природы» в Музей Модерна, то, наверное, представляет, что выставленные объекты связаны с темой природы; если – на выставку «Вода, заряженная на успех» в галерею Victoria Underground, то предполагает увидеть там предметы, связанные с современным эзотеризмом. А что должен предполагать зритель, если идет на выставку с названием «Против течения» в галерею «Новое пространство» в декабре 2021-го?

В 2012-м в Музее Алабина проходила выставка «Течения. Самарский авангард 1960–2012». Это была попытка обобщить художественные процессы Самары через теоретическое разделение авангардного/современного искусства на «аналитическую» и «экспрессионистскую» линии. Выставка «Против течения» никаких теоретических задач не ставит.

В тексте к выставке куратор Ольга Усольцева сообщает, что современное искусство – поле эксперимента и, как правило, бесконечного вызова для художника. Одни принимают этот вызов легко, радуясь дарам текущего века, которые уже сами по себе решают множество задач, а уж в умелых руках – подавно; другие упорно держатся за живопись, но апеллируют к новым контекстам и цифровой реальности. Третьи выбирать отказываются, предпочитая элегантно смешивать и то, и другое. Ну а четвертые пускаются в опыты с аналоговыми и цифровыми инструментами, игру с самой природой искусства и подходами к ней. Выставка «Против течения» именно об этом: о срезе главных самарских экспериментаторов. Авторов – более сорока, работ – более ста шестидесяти.

Далее в тексте концепции куратор перечисляет имена участвующих в выставке художников с краткими характеристиками их медиумов, художественных установок и даже фактов биографии.

Экспозиция сделана так, что взгляд мечется от одной работы к другой и выискивает хоть что-то во вкусовом смысле приемлемое или знакомое. Выставка будто сознательно сделана так, чтобы зритель не мог рассмотреть все работы. Самарское современное искусство на выставке просто обрушивается на зрителя массовой визуальной атакой образов модернистской, постмодернистской и цифровой эстетики.

Кураторский стиль в данном случае заключается в масштабе отбора. С точки зрения, например, более авторитарного кураторского подхода галереи «Виктория», где всегда есть тема и продуманная концепция, выставка «Против течения» – это просто выставка всех моих знакомых художников. Отсутствие внятной концепции здесь компенсируется количеством художников и предоставленной куратором возможностью быть увиденным.

Работы лучше показывать, чем хранить в мастерских. Предоставление площадки для демонстрации работ – важное дело любой выставочной институции. Галерея «Новое пространство» работает при областной универсальной научной библиотеке и не является специализированным местом для продвижения современного искусства. В пресс-релизе к выставке подчеркивается, что основная установка «Нового пространства» –«творчество живописцев и графиков, работающих преимущественно в классическом направлении». Под «классическим» здесь в большей степени имеется в виду демонстрация более традиционных медиумов, а современное искусство в «Новом пространстве» – это «поле эксперимента».

По отношению к чему работы с выставки «Против течения» являются экспериментальными? У выставки может не быть концепции, у выставки может не быть предметов, у выставки может не быть куратора, но у выставки всегда есть название. Возникает соблазн буквализировать название «Против течения». Против какого течения сделана выставка «Нового пространства»? Ответом на этот вопрос может быть одна из самых интересных работ выставки. На одной из стен расположен ученический волжский пейзаж 1990-х годов Владимира Логутова, самарского художника, который занял прочные позиции в системе отечественного современного искусства и который смог распространить свою рефлексивную постмодернистскую эстетику за пределы регионального контекста. Его недавние работы вряд ли могли оказаться на выставке «Против течения». На этом раннем классическом пейзаже с небом, деревенскими домами и горизонталью Волги присутствует дорисованный Максимом Якуниным вертикальный мультяшный белый червь. Он как бы поднимается из воды. Это вода реки Волги. Она течет. Червь, врываясь в пейзаж, преграждает течение. Но течение не останавливается. 

Илья Саморуков

Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.

Свежая газета. Культура №24 (221)