Людям свойственно интересоваться человеческими страданиями, рефлексировать, соотносить себя с персонажем трагедии или драмы. «Божественная комедия» Данте Алигьери была бы сейчас востребована: в ней представлена концептуальная картина мира, показано испытание человеческого духа и тела – всё то, что мы так любим.

Но нет! До сих пор театры Смоленска, Ярославля, Тамбова, Туапсе, Санкт- Петербурга ставят «Божественную комедию» советского драматурга Исидора Штока – автора менее известных пьес «Ноев ковчег» и «Вавилонская башня».

Еще в советское время отмечали, что речь в них идет лишь о «юмористическом богословии», произведения носят не антирелигиозный, а атеистический характер. Если вы не видите различий между этими понятиями – ничего страшного, мы всё равно не станем углубляться в данную тему. В любом случае, так совпало, что в год 60-летия первой постановки пьесы на сцене Театра кукол Образцова спектакль по произведению Штока появился и в репертуаре тольяттинского Молодежного драматического театра. Чуть выше я перечислил небольшую географию современных постановок – как правило, это молодежные театры-студии, студенческие коллективы и театры кукол. Что ж, будем рассматривать нынешнюю постановку на сцене драматического театра как своего рода эксперимент.

Изначально спектакль МДТ адресовался взрослой аудитории, имел возрастную категорию «16+» и жанровое определение «Спектакль только для взрослых». Но ко дню премьеры возрастная категория снизилась до не столь категоричного порога «12+», а вновь утвержденное жанровое определение и вовсе могло вызвать умиление: «История о сотворении мира для семейного просмотра». Честно говоря, можно было бы пойти дальше: вовсе снять возрастные ограничения и перенести постановку из разряда вечерних спектаклей в утренние – для детской аудитории. Ну и что, что мы видим у Адама маленькое поролоновое мужское достоинство? Эту неровность на теле куклы можно списать на специфику рельефа тела, не более. Ведь никого же не смущает грудь Евы – она столь же условна, как и отличительные признаки первочеловека.

Почему я завел речь о снижении возрастной категории? Если спектакль сделать динамичней, ужать до 60 минут, сократив до одного акта, то его целевой аудиторией могли бы стать как старшие дошкольники, так и младшие школьники. Ведь здесь в игровой доступной форме, с доброй улыбкой и иронией подается та часть культурного багажа, которая должна присутствовать в сознании каждого юного зрителя: речь идет о популярном изложении мифа о сотворении мира. Ребенок, конечно, не станет самостоятельно изучать первую книгу Ветхого Завета, а вот в игровой доступной форме ознакомиться с общей идеей – почему нет? У нас сейчас представление об атеизме – как об анонимных богохульниках из Интернета. Но если вы посмотрите советский учебник для высшей школы «Научный атеизм», то с удивлением обнаружите, что, практически не меняя содержание, у него можно заменить название на «История религий» и преподавать по нему в современных учебных заведениях. Так и здесь: в спектакле «Божественная комедия» я вижу просветительскую функцию, а не отголоски богоборчества советской эпохи, происходившего в 1920-е годы.

Мотивацию взрослой аудитории мне определить сложнее. Почему взрослый зритель захочет посмотреть этот спектакль? Наверняка многие видели телевизионную версию 1973 года постановки Театра кукол Образцова. Разумеется, за 50 лет изменилось мировосприятие, трансформировалась природа смешного, и вообще юмор, ирония, сатира зачастую привязаны к своему времени, и перенести их в другую эпоху бывает непросто. По своей юности, детству все помнят, какой это был смешной спектакль. Почему бы с ностальгией не окунуться в эти ощущения, попытаться пережить их вновь? Понятно, что в одну реку не войдешь дважды. Ну, а вдруг? Хотя я, например, помню, как во взрослом возрасте решил перечитать книгу Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова»: увы, детские восторженные впечатления не помогли, я осилил лишь 5 или 8 страниц.

Не буду затрагивать сюжет спектакля, а также то, что послужило первоосновой самой первой постановки: о спектакле Образцова столько было написано и сказано за последние полвека, что было бы дурным тоном пересказывать общедоступную информацию. Вы скажете: а не дурной ли тон копировать известный спектакль? Не знаю, не знаю. Выбор зрителя порой удивителен и не всегда поддается логическому объяснению. «Выстрелит» ли спектакль – покажет время, причем не обязательно ближайшее.

Немного о режиссере: Геннадий Гипиков – основатель и главный режиссер театра «Люди и куклы» из Жигулевска, города-спутника Тольятти. Его театральная карьера началась еще в 1967 году. В нынешнем спектакле заняты его соратница и супруга Нина Гипикова (Женщина, Ева), а также актер «Людей и кукол» Антон Сорочинский (Адам). «Божественная комедия» на сцене тольяттинского театра – инициатива Геннадия Гипикова, совместный проект с Молодежным драматическим театром. От МДТ участвуют актеры, представленные в виде персонажей, а не кукол: Создателя играет Александр Матянин, смешной и обаятельный в этой роли, его свиту играют молодые актеры Евгений Александрович (1-й Ангел) и Вячеслав Бочаров (2-й Ангел, впоследствии Дьявол).

В целом получился несвойственный Молодежному драматическому театру спектакль. Но что интересно, в день премьеры ангелы и Создатель играли без масок – и это сразу перевело спектакль из разряда стопроцентно кукольного в драматический разряд. Все-таки живые человеческие глаза, открытые лица, мимика – тоже имеют свое значение

Александр Тихонов

Свежая газета. Культура, №. 13 (210), июнь 2021