Татьяна Мрдуляш, которая вот уже месяц возглавляет министерство культуры Самарской области, немало удивила культурную общественность региона, назначив директором областного краеведческого музея журналиста и организатора фестивалей Андрея Кочеткова. Тусовка урбанистов, велосипедистов и блогеров-краеведов порадовалась внезапному кадровому решению. А вот в музейном сообществе отнеслись к кадровому креативу Мрдуляш с настороженностью. Андрей Кочетков популярен в молодежной среде и пользуется благосклонностью чиновников, но от музейного дела он всё же крайне далек.

Причины ухода Владимира Лисейчева, который много лет занимал пост директора Самарского областного краеведческого музея им. Петра Алабина, не уточняются. А вот почему выбор пал на Кочеткова, дочь бывшего заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, глава самарского минкульта Татьяна Мрдуляш объяснила предельно четко. Она оказалась впечатлена «глубокими знаниями истории края». Приехав в Самарскую область совсем недавно, в феврале 2021 года, новая министр культуры мало что знала о вверенном ей регионе, а вот Андрей Кочетков, напротив, знал многое. Так, у нее сложилось мнение, что он знает музей, хотя и не работал там.

«Это заблуждение, которое может очень дорого обойтись нашему музею», - делится опасениями с «Засекиным» один из опытных сотрудников.

Музей – это не только выставки и экспозиции. Это фонды, с которыми надо работать и которые надо пополнять. В них надо организовывать научную работу. Это отделы археологии, природы, истории, этнографии, специфику которых надо хотя бы понимать. А ещё краеведческий музей – это не только комплекс на ул. Ленинской, но ещё и дом-музей В.И. Ленина, дом-музей М.В. Фрунзе и усадьба А.П. Курлиной, более известная в последние годы как «Музей Модерна». Кроме того, десятки небольших краеведческих музеев, рассыпанных по всей Самарской области, которые формально являются муниципальными, десятилетиями выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с областным краеведческим музеем.

Некоторые сотрудники музея в разговоре с «Засекиным» высказали мнение, что грамотного директора необходимо выращивать в самом культурном учреждении. Он должен быть знаком с музейными коллекциями и сотрудниками до назначения. Иначе времени на знакомство уже не будет, так как надо будет принимать решения и управлять. Неспроста же Эрмитажем управляет одна и та же семья вот уже почти 100 лет. Эффективный менеджмент, по мнению работников культурных организаций, не всегда применим к такому сложному учреждению как музей. Итогом незнания может стать поверхностность и яркие мероприятия без сильных идей.

По мнению участников музейного сообщества, именно фестивальная деятельность и общая известность стали главными причинами назначения г-на Кочеткова. Ученые предполагают, что властям нужна музейная коллаборация для совместных проектов, поэтому искали человека «из тусовки». Опыт музейной работы вообще не был ключевым параметром отбора. Больше значения придавалось опыту организации мероприятий.

Андрей Кочетков действительно наиболее известен в регионе в качестве арт-директора знаменитого «Метафеста», а также самарского «Том Сойер Феста». Участники последнего безвозмездно, на деньги спонсоров из числа строительных компаний, косметически подновляли дома ветхого жилого фонда, называя это сохранением исторической среды. Подобная общественная инициатива оказалась крайне удобна властям всех уровней: обеспокоенная сохранением историко-культурного наследия общественность не донимала власти жалобами и требованиями исполнять обязательства, а «брала инициативу в свои руки». Со шпателями и кисточками в руках, общественники брались ремонтировать фасады тех зданий, которые не входят в списки охраняемых объектов, называя это «спасением исторической среды». В названии фестиваля парадоксальным образом отразился его реальный смысл: Том Сойер ведь тоже не сам красил забор, а заинтересовал этим других. Идеальная с точки зрения чиновников «общественная активность».

Справедливости ради стоит отметить, что Андрей Кочетков так же известен своими краеведческими постами в «Живом журнале» и уже несколько лет занимает пост зампредседателя Самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). То есть, его смело можно считать краеведом. Но достаточно ли этого, чтобы руководить большой культурной институцией с большой историей и немаленьким штатом без серьезного руководящего и музейного опыта?

Сторонники произведенного назначения отмечают, что Кочетков, будучи по образованию историком, некоторое представление о работе научного учреждения всё же имеет. А потому сможет сделать то, чего от него ждут, не навредив научной организационной составляющей. Мрдуляш озвучила, что в первую очередь от г-на Кочеткова требуется организовать реновацию музея с учетом мнения научного сообщества и жителей региона. В том числе речь идет и о строительных работах.

Сергей Любимов, Дмитрий Солнцев