Творчество тольяттинца Виталия Богатова, которое он публикует в рамках проекта Kar’a’karn, еще раз показывает, что в музыкальной жизни Самарской области есть не только оркестры на государственном и муниципальном финансировании, Самарский оперный театр, которыми управляют подчас люди, далекие от музыки и творчества как такового, да несколько местечковых рок-групп разной степени провинциальности.
Собеседник «Засекина» пишет музыку в стиле Dungeon Synth. Это направление сформировалось внутри Black Metal сцены, под влиянием ряда направлений неметаллической музыки: фольклора, романтизма, берлинской электронной школы.
Термин Dungeon Synth появился намного позже самой музыки. Играть ее начали в начале 1990-х, а термин впервые употребил блогер Andrew Werdna в 2011 году. Примерно тогда же началось перерождение затухшего было жанра, и в настоящий момент как в России, так и в мире существует немало достойных проектов.
 
— Виталий, как появился Kar'A'Karn?
 
— Проект появился еще в далеком 2002 году, когда я случайно купил книгу Роберта Джордана, его цикл «Колесо времени», причем второй том. Прочитав его, я не понял ничего. Потому что, как оказалось, это было не начало. Я купил первый том и понял: мне не очень интересно, и чуть было не бросил читать. Но, думаю, начал — надо закончить. Читая том за томом, я медленно стал погружаться в мир Колеса времени. Затем решил, что неплохо было бы озвучить данный цикл музыкально. Так как у меня не было и нет музыкального образования, решил сочинять мелодии, подбирать их на слух. Kar'a'karn — это одна из интерпретаций воина, рожденного раз в эпоху, сражающегося с Темным, который меняет каждую эпоху времени, приводящий к гибели людей и полностью уничтожению мира. Дословно Kar'a'karn по книге Джордана переводится как «вождь вождей».
 
— О проекте стало известно не так давно. Когда ты начал публиковать работы?
 
— В 2002 году альбом «Восходящая тень» был записан без применения компьютера, сразу на кассету. Товарищ предложил записать материал «в цифру». Так появился EP 2003 года «Возрожденный дракон». Тогда такое направление музыки называлось Dark ambient. Я считал свои релизы неким достижением для себя, но в моем окружении это никому не было интересно. Я перестал сочинять и записывать музыку. К тому же родилась дочь, и я вообще забросил свой проект. Спустя 17 лет пленки с кусками, отрывками своих треков решил с кассет перевести на цифру. Пока это делал, нахлынули воспоминания, и родилась тема «Запах из сна». Я наиграл ее на синте и понял, что нужно попробовать опять сделать что-нибудь. Так возродился проект Kar'a'karn. В 2020 году я решил опубликовать и старые и новые работы на Bandcamp, а потом уже и в пабликах ВКонтакте.
 
— А тогда, в 2002-2003 годах не пробовал найти лейбл, который опубликовал бы?
 
— Нет, я не задумывался об этом, делал это исключительно для себя, как хобби. Меня слышали только жена и друзья.
Сейчас, возможно, кому-то я стал интересен, точнее не я, а мой проект. Все благодаря миру Джордана. Читал много книг фэнтези, но именно «Колесо времени» побудило записывать свой взгляд на произведение музыкально.
 
— А если тема в какой-то момент себя исчерпает, ты похоронишь проект или будешь искать другие источники вдохновения?
 
— Я это делаю, пока мне интересно этим заниматься. Тут и интерес к музыке как таковой, и к конкретной теме.
 
— Когда ты узнал о термине «Dungeon Synth»? Тебя порадовало, что целый пласт музыки, который отвергали любители и Dark Ambient, и готики, получил, наконец, собственную нишу? Или же раздосадовало, что количество терминов множится и в них становится все труднее разобраться?
 
— Этот термин мне в принципе понравился, это упразднило много возникающих вопросов, и в то же время подвело под одно направление.
 
— Кстати, а какая музыка повлияла на возникновение Kar'A'Karn?
 
— Была такая команда Thy Serpent. Была у них композиция Wine from tears. Я думал: «О, я так хочу играть». Потом вдохновляли меня группы Penitent, Die verbanten kinder eva's, Pazuzu. Слушая их, я к каждой применял «О, как круто, играть бы как они». Естественно, я слушаю Dungeon synth и много Black Metal, его ветви старого и нового разлива.
 
— А какие у тебя впечатления от современной Black Metal сцены, современного Dungeon Synth?
 
— Многие «блэковые» команды утратили изюминку самой сути Black Metal. Шпарят в основном один шлак, трудно заострить внимание на что-то. Но иногда возникают новые команды, которые достойны внимания. И старички, бывает, выстреливают, неплохие новые альбомы.
 
— А с чем из нового ты бы порекомендовал ознакомиться?
 
— Ages, Emyn Muil, Drottnar, Faanefjell, From the Vastland, Hangatyr, Havukruunu. Из dungeon synth сцены — Barak Tor, Barbarian King, Besteigung, Murgrind, Isegrimm, Diplodocus, Morketsvind.
 
— Знаешь ли ты кого-нибудь, кроме себя, кто делает либо дандж, либо другую атмосферную тёмную или экспериментальную музыку в Самарской области?
 
— Eschato Logic, Леонид Графиков и его Severe Frost, только он куда-то пропал, ну и всё, пожалуй.
 
— Как ты оцениваешь музыкальную жизнь в Самарской области?
 
— Думаю, на данный момент очень много команд появилось, это естественно, потому как сейчас доступны репетиционные базы, студии. За всеми командами я не слежу, но знаю одну очень интересную самарскую команду Wine from tears и знаком с ее музыкантами, она мне очень интересна.
 
— Как ты думаешь, будущее музыки за академическими музыкантами или за андеграундом? Попсу и шансон, я думаю, рассматривать не стоит.
 
— Будущее всегда за андеграундом. Техника игры, конечно, — это хорошо, но идея — лучше.
 
— Если бы государство начало оказывать какую-то поддержку андеграундным артистам, ты бы ею воспользовался? Если бы наш Минкульт вдруг заявил, что осознал, что будущее за андеграундом.
 
— Смотря какую поддержку, в каком денежном эквиваленте она будет выражаться. Если достойную, то почему бы и нет? Но так как этого не происходит, то и не стоит мечтать.
 
— Но есть цензура...
 
— А как цензура вообще влияет на андеграунд? Что она может запретить? Обнаженку или расчлененку? Тогда да, есть всё-таки какие-то моральные принципы.
 
— Российское андеграундное искусство сейчас сохранило тот дух, который был в 1990-х - начале нулевых: творчество не благодаря, а вопреки, преодоление всех возможных трудностей исключительно ради любви к искусству?
 
— Нет, тогда были тяжелые времена, но в то же время и интересные. Когда ничего не было, всегда находили выходы. Музыка была выше, и делать ее было интересней. А сейчас все есть, все в доступе. Люди либо подражают 1990-м, либо действительно играть не умеют. 


Беседовал Сергей Любимов