В субботу, 7 ноября, в галерее современного искусства «Виктория» открылась выставка «Плато Тольятти Шоу» — проект тольяттинского художника и основателя зин-издательства Александра Веревкина. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, мероприятие в зале Underground посетило больше полусотни человек. «Засекин» тоже побывал на выставке и пообщался с ее куратором о том, как появилось его издательство, кого сейчас интересуют «зины» и почему Тольятти — не депрессивный, а вдохновляющий город. 

— Как так получилось, что художник Александр Веревкин стал издателем?

— Самиздатом я занимаюсь с середины 1990-х. В 2018 году при расформировании одной из самарских мини-типографий я за небольшие деньги приобрел ризограф. Я всегда любил сотрудничество, коллаборации между художниками, и настоящий типографский аппарат, который позволяет работать уже с нормальными тиражами, подтолкнул меня стать художником-издатедлем. Я решил открыть издательство, которое сфокусировано именно на издании зинов. И мое издательство официально зарегистрировано при Российской книжной палате. Зин (от английского magazine), — сегодня так называют какие-то самодельные, дешевые, малотиражные издания. Я на сегодняшний день издал порядка 80 зинов. Половина из них — от авторов из города Тольятти. Это тот город, где я живу, и город, где творческая среда меня очень вдохновляет. Но я стал приглашать и европейских, американских художников с идеей издания зинов на русском языке, и на выставке представлены в том числе зины, которые я издал для довольно крупных художников музейного уровня. Например, Таль Р (Tal R).

— Какими тиражами издаются зины?

— Обычный тираж — 100 экземпляров. Это классический, стандартный тираж для такого издания. В качестве гонорара я предоставляю 50 экземпляров автору, а оставшиеся пытаюсь распространять через свои аккаунты в соцсетях. В принципе, люди это сейчас покупают. Но скажу сразу, покупатели больше не из России. В Самаре или Тольятти пока это абсолютно непонятная форма для большинства людей. Даже тех, кто занимается искусством или творчеством. 

— В 2017 году мы были на твоей выставке в музее Алабина, которую курировала Неля Коржова. И ты тогда выставлял только свои картины. Ты продолжаешь работать как художник?

— Конечно, я этим занимаюсь, и более того, здесь есть несколько моих работ. В основе каждого зина моего авторства лежат мои работы. Но я подумал, что мне именно на этой выставке интереснее выступить издателем, в том числе с точки зрения популяризации этого формата, этой формы, и показать не только свои работы, но и работы своих друзей. Здесь есть еще один нюанс. Дело в том, что все мои зины делаются вручную с использованием ножниц и клея, потому что технология печати не подразумевает соединение печатного аппарата с компьютером в силу его древности. И по сути, это все тоже мои авторские продукты. Я выступаю как и куратор, и как художник, создавая зин другого художника. 

— Сейчас эта деятельность приносит тебе какие-то деньги?

— Она приносит очень маленькие средства, и если посчитать, сколько я вложил в издательскую аппаратуру за последние годы, возможно, получится сумма, который хватило бы на недорогой автомобиль. Чтобы эти вложения окупились, мне нужно долгие годы делать в том числе выставки такого формата, чтобы народ все это смотрел, чтобы знание об этом распространялось и чтобы люди начали покупать зины. 

— Приходится ли тебе сталкиваться с негативной критикой?

— За последние несколько лет — нет. Наоборот, то, что здесь представлено, есть в коллекции самых крупных российских художников, которых я люблю. Авдей Тер-Оганян, Монастрыский, Осмоловский. От всех них я получал только прекрасные отзывы на мои мои зины. 

— Ты говоришь, что Тольятти тебя вдохновляет, хотя многие люди считают его депрессивным городом…

— А для меня Тольятти — город, в котором очень мощный творческий андеграундный потенциал. Вот тут представлен зин тольяттинского писателя и драматурга Юрия Клавдиева. Это мой старинный друг, кстати. Он был сценаристом культового российского фильма «Все умрут, а я останусь». Этот получил приз в Каннах. В России не так много каннских наград, и к одной из них имеет отношение тольяттинец. Так что кого-то, может, Тольятти и вгоняет в депрессию, а кого-то он, наоборот, вдохновляет.

— Как думаешь, сколько человек из тех, кто пришел сюда, понимают, зачем ты вообще занимаешься изданием таких зинов?

— Это очень сложный вопрос. Я не знаю. Ты можешь считать это бизнес-стратегией, потому что сейчас мне это приносит какой-то небольшой доход, но этот доход растет с каждым кварталом. Я чувствую, что чем больше я прикладываю усилий на продвижение печатной продукции в интернете, тем больше у меня появляется покупателей, которые платят мне деньги. И плюс я распространяю либо тольяттинскую, либо европейскую культуру в массы. Так что я играю еще и роль просветителя. А это для меня идеально — когда просвещение совмещается с деньгами. 

Издательство «Плато Тольятти» ведет активную деятельность с 2017 года, продолжая практики самиздата художника Александра Веревкина. За последние три года в «Плато Тольятти» вышло более 70 изданий, среди авторов которых — такие значимые для российской художественной и литературной сцены имена, как Анастасия Рябова, Варвара Геворгизова, Михаил Лезин, Юрий Клавдиев, Дальневосточные разлучницы, а также иностранные авторы — Таль Р, Том Кроль, Остин Эдди, Джошуа Абелоу, Давид Крнянский, Александр Очеретянский и другие. А география распространения зинов «Плато Тольятти» — от архива музея Гараж до библиотеки ММСИ, от галерейных магазинов Сабины Кнуст в Мюнхене до галереи Тима Ван Лере в Брюсселе.

Выставка «Плато Тольятти Шоу» будет открыта до 29 ноября.

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]