Фестиваль «Рок над Куброй» много лет проводился в Сызрани как местный междусобойчик. И, несмотря на иногородних гостей, по сути им и остается. Но после обескураживающего «возвращения» «Рока над Волгой» внезапно оказалось, что в провинциальном андеграунде больше жизни, чем в «звездном» российском роке.

«Рок над Куброй-2020», который посетил корреспондент «Засекина» — уже двенадцатый фестиваль, который проводят сызранские энтузиасты альтернативной музыки. Мероприятие проводится на открытом воздухе и, за парой исключений, почти на одном и том же месте: в гаражном массиве одного из районов города.

О зарождении фестиваля рассказал один из его организаторов, Андрей К., больше известный под прозвищем Феликс.

— С чего началась именно идея — точно не помню , но вот когда был первый «Рок над Волгой», и мы спустя неделю или несколько сидели в гараже , где репетировали , попивая пивас, угарнули на тему: может, нам самим замутить опен эйр? Прямо здесь, рядом с гаражом. Мы ж панк-рок играли — и кривовато к тому же, и на то время нас особо никто никуда не брал, а самим мутить в ДК — это надо было платить аренду, искать охрану, подписывать всякие бумаги , а у студентов денег-то нету, да и заморочно как-то все казалось. Таких, как мы, было несколько команд — так сказать, начинающих. Вот мы с ними организовались и подтянули еще несколько команд, короче, замутили сейшен для себя и своих друзей.

Название, понятное дело, было скалькировано с «большого брата», но поскольку организаторы на этом мероприятии зарабатывают только нервотрепку и никаких денег, то говорить об авторских правах в этом случае просто смешно. И несмотря на это, фестиваль проводится каждый год. И даже сейчас, в тяжелый 2020-й, мероприятие назло всем бедам состоялось. Без пафоса, постоянного освещения в прессе и без многомиллионного финансирования хоть из бюджета, хоть от спонсоров. По словам того же Андрея К., организация одного фестиваля обходится примерно в 10 тысяч рублей. И результат доказывает, что устроить живой драйвовый концерт можно и своими силами.

Мероприятие традиционно проходило среди гаражей. На площадке на краю оврага участники местной ска-панк-группы «Депрессивный Психоз» выставили собранный своими силами и на свои кровные комплект концертной аппаратуры, которого вряд ли постыдился бы и клуб. Гаражи были украшены самодельными плакатами. Смотрелось все это, возможно, довольно наивно, но убедительно говорило о том, организаторы, прежде всего, преследовали цель сделать творческое мероприятие. Не было рекламы, не было благодарностей властям и спонсорам, то есть того, без чего музыкальные фестивали обходятся не так уж часто. Порадовал звук. Всё, что было на сцене, было слышно и отнюдь не царапало уши.

Состав выступающих по качеству был неоднородный. Однако играли коллективы совершенно искренне, а зрители, коих набралось под сотню, совершенно искренне и весело под музыку отплясывали. Фестиваль закончился весьма живописным файер-шоу.

Онлайн-концерт, до которого в конечном счете сжался «Рок над Волгой», был снят в духе трансляций «Муз-ТВ», и был настолько пафосен и официозен, что назвать его рок-концертом было трудно.

Сызранский фестиваль вышел крайне простецким, но при этом очень живым и искренним, а по яркости как выступающих, так и зрителей, пожалуй, не очень уступающим «Рокам над Волгой» прежних лет. Становится понятно, что невероятный ажиотаж вокруг виртуального эрзац-фестиваля был вызван просто долгим ожиданием его возвращения. Которое далеко не всех порадовало.

Да, на «Роке над Куброй» не было полмиллиона человек. Там не выступали Deep Purple, Алиса и другие кассовые группы. И онлайн-трансляция (если бы она была) не набрала бы шесть миллионов просмотров. Но на самопальном, андеграундном, выраженно локальном фестивале было главное: живая неподдельная энергия молодых людей, горящих тем, что они делают.


Сергей Любимов