«Ракурс» закрылся как юридическое лицо, и мы искали площадку, на которой могли бы продолжить свои кинематографические штудии. Поступило предложение от Самарской областной универсальной научной библиотеки...

Изначально задача была в достаточной степени прикладной. В библиотеке регулярно проходят выставки, посвященные тем или иным юбилеям, а в Год кино, соответственно, в центре внимания – кинематографисты, а также писатели, композиторы, актеры, так или иначе связанные с кино. Я, исходя из собственных интересов и представлений о том, что является сейчас актуальным и достойным внимания, должен был предложить перечень юбиляров, которым хотел бы посвятить встречи. Абсолютно не представлял, какая аудитория соберется (бросился, как щенок в речку: утону/не утону).

В последние годы лекторы «Ракурса» представляли в малом зале Дома актера собственные программы. Я был единственным, кто с упорством пытался разговаривать с людьми о том, что мы потеряли – об отечественном кино в его разных ипостасях. Какие бы фильмы я не показывал (20-х годов, 60-х, 80-х или 90-х), посетителей было немного. Мне казалось, что придет время – и возникнет некое ядро: молодая публика, которой это было бы интересно.

В областной юношеской библиотеке, «Корице» и «Виктории», в отличие от Дома актера, где мы в основном показывали фильмы и редко общались после показа, как раз начали разговаривать. Там сформировалась своя публика. Ее было немного, но ей было интересно отечественное кино.

 

«Поехали…»

 

Показы начались в марте с Андрея Миронова, который любим разными поколениями зрителей. С другого Миронова: немногие знают его серьезные роли – в фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Фантазии Фарятьева»… Для показа выбрал фильм Сергея Колосова «Назначение» по пьесе Александра Володина (в этом проекте так или иначе сочетаются литература и кино). Для камерного зала публики было достаточно много, но в основном – старшее поколение. Молодых – единицы.

Дальше был Александр Роу. Я подумал, что всеми любимые сказки, ироничные и саркастичные, соберут в зале родителей, бабушек и дедушек с детьми. Но вновь пришла только взрослая аудитория. Ни детей, ни подростков не было.

Следующая картина – «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина по прозе Сергея Довлатова. И пришла молодая публика, которая, как выяснилось, Довлатова не читала. Пришло среднее поколение, пришло старшее поколение... Разговор был достаточно живой.

Ну а потом обратился к отечественному документальному кино, к Герцу Франку. Показал несколько его короткометражных фильмов разных эпох, пригласил легендарного Бориса Кожина, который был знаком с Франком, помнит, как тот в начале 60-х снимал в Куйбышеве фильм «Без легенд».

Затем захотелось взять одного персонажа и сделать цикл показов фильмов, связанных с его именем. Выбор пал на Федора Достоевского: в этом году исполняется 195 лет со дня его рождения и 150 лет публикации романа «Преступление и наказание». Экранизаций Достоевского очень много, много хороших – наших и зарубежных.

Показы по Достоевскому были весьма продуктивны, сформировалась относительно постоянная публика, появились зрители из «Ракурса», полное отсутствие которых до этого все-таки немного удручало.

В мае программу составили фильмы с участием Олега Даля и экранизации Михаила Булгакова, «Документальный экран» о Дзиге Вертове и премьера рубрики «Юбилей фильма» (начнем с «Пиковой дамы» Якова Протазанова 1916 года лучшей экранизации повести Пушкина).

 

Продолжение следует

 

В июне будет трехчасовая программа в рамках «Литературной ночи», в нее войдут трилогия Андрея Хржановского о Пушкине и анимационная экранизация русской классики: «Нос майора» Михаила Лисового; а также юбилей фильма Льва Кулешова «По закону» (малоизвестный шедевр немого кино 1926 года).

Следом состоится встреча, посвященная Александру Кайдановскому как режиссеру. Покажем «Жену керосинщика». Показ, кстати, станет первым в цикле «Главные фильмы постсоветского периода».

 

Михаил Куперберг,

записала Юлия Авдеева

 

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год