Выставка проходит в рамках «Дней Швеции в Самаре» и очередного фестиваля Поволжского ГЦСИ «Улица как музей, музей как улица», традиционно размещающего постеры от современных художников на городских остановках. На этот раз работы представили тринадцать художников и арт-групп под руководством куратора Мартина Шибли.

Мартин Шибли регулярно делает международные выставки в России, а в Самаре он открывал в рамках Ширяевских биеннале «Столкновение дискурсов» в Арт-центре и «Вчерашние странники сегодня стали туристами» в галерее «Виктория». Он хорошо представляет себе самарские остановки и, быть может, потому шведские постеры оказались гораздо качественнее многих работ, участвовавших в предыдущих проектах такого рода, когда на остановках, к примеру, просто вывешивались репродукции живописных картин. На этот раз шведские художники постарались вписать свои работы в городской контекст, сделали их сразу на русском языке и, вероятно, прямо адресовали русскому, самарскому зрителю.

Выставки на остановках общественного транспорта, конечно, могут вызывать к себе скептическое отношение. В апреле прошлого года на круглом столе, посвященном фестивалю «Улица как музей...», многие говорили, что на улице обыватель не отличает искусство от рекламы, не всматривается в него, включает против него те защитные механизмы, которые он обычно включает, чтобы заградить себя от городского шума и спама. Тем не менее, многие мои знакомые звонили и говорили мне, что замечают работы и хотели бы как-то о них отозваться. И, в любом случае, спасибо этому фестивалю уже хотя бы за то, что он занимает рекламное место, вытесняя, хоть ненадолго, с остановок призывы к потреблению, неотступно преследующие людей в городском пространстве.

Наиболее концептуально удачной можно назвать работу Анники Стрём, которая предложила разместить на остановке надпись «Пожалуйста, удалите меня из списка рассылки». Эта просьба не считать говорящего потенциальным потребителем, отказ от информации звучит чуть не как призыв к дауншифтингу, выходу из сансары. Автор говорит о нежелании получать общую безадресную информацию, требует индивидуального подхода и признания личности. Притом эта просьба очень понятна, она приходила в голову любому, кто пользуется социальными сетями и электронной почтой, а то коммерческое место на остановке общественного транспорта, которое эта работа занимает, становится символом освобождения от рекламы.








Постеры, содержащие простые надписи, оказываются наиболее понятными и эффектными. Например, «У вас нет друга в Санкт-Петербурге» Кони Блум. Очевидно, что художник и куратор воспринимают Санкт-Петербург как vis-a-vis Швеции, и даже на своей лекции в галерее «Виктория» Шибли трактовал эту работу как любовное расставание. Однако в самарском контексте «утечки мозгов» вид Финского залива с надписью «У тебя нет друга в Санкт-Петербурге» воспринимается как разговор о вписке, об одиночестве в чужом городе, о недосягаемой мечте каждого русского — переехать заграницу, а в качестве границы здесь выступает как раз Северная Пальмира. Ожидание транспорта рядом с такой работой превращается в исконно русскую тоску о несбывшемся, о далеком путешествии, а диалог Европы с Россией, подразумеваемый автором, в беседу города и деревни, столичного и провинциального мышления.








Работы Кале Холк «Подай сигнал, пока не поздно» и Эл Джи Лундберга с фотографией сетки рабица, возможно, помимо воли художников и организаторов, воспринимаются политически и создают ощущение кризиса, катастрофы. Они служат напоминанием о существовании большого мира, с которым российский провинциал потерял связь и вернуться в который, «пока не поздно», его призывают шведские художники.

К сожалению, далеко не все работы так удачно висались в контекст. Бесконтекстными репродукциями могут показаться наивно-философское «Имеет ли человек предназначение во вселенной?» Лизы Стрембе и фотография скульптуры Мерцедес Штурм. Визуально привлекательной является работа Хуана Кастилио «Еще один день», где на фоне моря горит надпись «Вы сохраняете свой образ».

Суть искусства, как ни парадоксально это звучит, не в создании нового образа, а в разрушении привычного. Живописное искусство разнимает реальность на мазки и светотени, не замечаемые нами в реальности. Социальное искусство, каким является искусство на остановках — внедряется в повседневную реальность, заменяет привычные логотипы и слоганы незнакомыми именами художников и странными лозунгами. Этот сбой создает впечатление, что ты оказался в новом месте, которое нужно заново узнавать и осваивать. Возможно, в Швеции.

Сергей Баландин