К этой выставке трудно отнестись равнодушно, потому что Коржовы – мама и папа современного искусства в Самаре. Во всяком случае, они смогли всех убедить в этом: Ширяевская биеннале, фонд “Центр современного искусства”, акции и фестивали на улицах города, организация масштабных выставок современного искусства и продвижение молодых художников на площадках Художественного музея, Арт-центра, Москвы и Штутгарта и, наконец, обретение Государственным Центром современного искусства здания Фабрики-кухни. В конце концов, это единственные художники в Самаре, у которых есть фирменный стиль, узнаваемые шрифт и оранжево-черно-белые цвета.
Первой их персональной выставкой была экспозиция в здании Художественного музея на Венцека, называлась она “Тело пейзажа” (2010), и – что важно – с тех пор многие выставки самарского искусства проводились с оглядкой на концепцию зависимости самарского человека от медитативного пейзажа степи и Волги. Все, что показывали на крупнейших выставках – “Течениях”, “Символах места”, “Территории абстрактного” – все разговоры, которые велись вокруг самарской идентичности, казались мне эхом текстов из каталога “Тело пейзажа”.
Неля и Роман Коржовы – люди постоянной рефлексии и перманентного анализа самарской арт-сцены. Поэтому все их проекты оказываются плодотворными для создания на этой сцене некоего интеллектуально-словесного каркаса, обрастающего потом другими проектами и произведениями. Нынешняя выставка также дает большой материал для размышления, и куратор Константин Зацепин вместо обычного каталога даже выпустил газету, где опубликована его беседа с художниками о концепции выставки и судьбе российского провинциального искусства.
Соль выставки заключается в принципиальном недвижении. Зритель, заходящий в зал с видеоработами Романа Коржова, сначала думает, что зашел в зал с масштабными проекциями фотографий. Слайд-шоу “Идут”, демонстрируемое на плазме и показывающее процесс хождения как череду статичных изображений, стоит особняком в нише, а главный зал Арт-центра весь увешан крупными полосами полупрозрачной ткани, на которую проецируются черно-белые видеопортреты, натюрморты и пейзажи с еле заметным движением в кадре: покачивание на ветру, движения век на портретах, падающие с дерева яблоки. Такое медитирование мы видели в работах Романа еще в “Теле пейзажа”, но там была цветная съемка интерьера, напоминавшая эксперименты Брюса Наумана. В этот раз работы отсылают к традиции советского кино: Герману, Тарковскому – крупные планы с сильным центром, контрастная черно-белая картинка. До сих пор в видео Романа говорила камера, теперь заговорил сам предмет – уже не камера его снимает, а он сам вошел в фокус и серьезно смотрит в объектив.
В качестве героев серии “Missing” (“потерявшиеся” или “без вести пропавшие”) выбраны мужские типажи – зрелость и старость как прошлое и будущее самого художника, которому в этом году исполнилось 50 лет. Цикл пейзажей “Горизонт события” как бы говорит об очевидности, “обозреваемости” сюжета: волны будут катиться, ветер будет дуть, яблоки упадут, наступит осень, потом зима. Суть цикла в том, что во время созерцания мы знаем будущее. Если смотреть на цветы – ничего не будет, если смотреть на спящего человека – ничего не будет. События – это новости, но если следить за процессом, не отворачивая головы, не будет и новостей – созерцание поглощает всякое движение и всякую новость.
Выставка “Потом - ничего” продолжает линию, заданную когда-то рассуждениями о самарской идентичности. Самара стоит на медитативных холмах, с которых удобно смотреть на лениво текущую реку и неподвижный правый берег, покрытый дачами и турбазами. Она – зона без истории (истории о прошлом Самары звучат как сказки, и недавний памятник Засекину лишь отсылает нас к временам царя Гороха). Здесь ничего не случилось, здесь ничего не случится, мы живем в нирване. Разговоры о том, что “это они (московские и европейские художники) ностальгируют по нам, а не мы по ним” только подтверждал мои размышления на выставке.
Новая серия фото-живописных работ Нели Коржовой “Вглубь” представляет собой распечатанные на холсте фотографии набережной, парапетов, песка, кромки воды, поверх которых нанесен бежевый красочный слой аккуратной геометрической формы. Во многом эта серия (и это следует из ее названия) продолжает абстрактные работы Нели, вывешенные в соседнем зале: опыты с глубиной абстрактной картины, которая появляется, если поверх изображения нанести однотонные полосы, маркирующие поверхность полотна. Схожая техника была у московских концептуалистов от Кабакова до Булатова, желающих подчеркнуть ложность перспектив и накладывающих полосы или объекты поверх фигуративных изображения (знаменитый “Горизонт” Булатова). Но этот же принцип в абстрактной работе дает обратный, оптимистический, эффект ухода в глубину изображения.
С другой стороны, некоторые работы, в кадре которых присутствует человек, гуляющий по пляжу, напоминают о теме последней биеннале в Ширяево – “Экран”, понимаемый и как транслятор альтернативной реальности, и как защита от “чужой” информации, “неправды”. Таким экраном становится Волга, чья “картинность” материализуется в этих абстрактных четырехугольниках, опосредующих зрителя, идущего по пляжу, и фотопейзаж вокруг него.
В целом выставка производит впечатление такой тотальной обездвиженности, что обретает силу молчаливой сидячей забастовки. Коржовы противопоставляют самарское искусство современному московскому – шумному, интернациональному – они отстаивают идеи самобытности, благодаря которым квартирное искусство московского концептуализма и стало когда-то мировым брендом. А также ищут альтернативу оголтелому международному карьеризму в искусстве и, кажется, находят её в гандистском неподвижном спокойствии.
Сергей Баландин
Комментарии (0)
Оставить комментарий