К 2023-му году роботы-Стражи истребили почти всех мутантов и заодно зачем-то поработили человечество, ввергнув планету в мрачный тоталитаризм. Возглавляющие последний очаг сопротивления профессор Ксавье (Патрик Стюарт) и его вечный оппонент Магнето (Иэн МакКеллен) считают, что начало этим событиям было положено в роковой день 27 января 1973-го года, когда многоликая Мистик (Дженнифер Лоуренс) опрометчиво убила злобного карлика Траска (Питер Динклэйдж), и придумывают послать Росомаху (Хью Джекман) в прошлое, чтобы предотвратить убийство и изменить ход истории в лучшую сторону. Оказавшись в прошлом, Росомаха, по примеру молодого Шварценеггера, первым делом с шутками-прибаутками расправляется с какими-то случайными негодяями, а затем находит молодого Зверя (Николас Холт), молодого Ксавье (Джеймс МакЭвой) и – не очень понятно зачем – молодого Магнето (Майкл Фассбендер), чтобы попробовать действовать сообща, недружной и раздираемой внутренними противоречиями командой.

За 15 лет существования «Людей Иск» заносило то в сторону как бы «серьезной драмы» о нелегкой жизни иных-непохожих, то в сторону бездумной карусели из спецэффектов, то в античную трагедию, то в костюмированную вечеринку. В нынешнем фильме режиссер Брайан Сингер (который снимал первых двух «Людей Икс», как сценарист и продюсер участвовал почти во всех остальных сериях франшизы, а теперь снова – и, видимо, надолго – вернулся в режиссерское кресло) старается совместить карнавал с высоким эпосом, давая зрителю лучшее из наработок франшизы за пятнадцатилетнюю историю и аккуратно вымеряя это лучшее на маркетинговых весах. В фильме без труда угадываются «Матрица», «Аватар» и «Терминатор» – культурный багаж, конечно, немудреный, но в умелых руках беспроигрышный. А удачная идея развернуть действие параллельно в прошлом и будущем позволяет вывести на экран и актеров из оригинальной трилогии, и актеров второго призыва из предыстории про «Первый класс» – в результате фильм становится одновременно и сиквелом, и приквелом.   

Конечно, местами всё это немного напоминает юбилейный концерт в духе «наши достижения»: оба поколения актеров на сцене, и ветераны одобрительно жмут руки новичкам, передавая трудовую эстафету (особенно знаковым тут выглядит момент, когда пожилой Ксавье ободряет и как бы благословляет молодого Ксавье: действуй, мол, ты сможешь), но даже это выглядит, скорее, трогательно. К тому же Сингер мудро делает ставку не на хмурый психологизм (хотя он тут, конечно, тоже есть, куда же без него?), а на визуальные трюки с левитирующими в воздухе предметами разной степени тяжести – трюки, которые он старается подать максимально эффектно, превращая каждый чуть не в самостоятельный перформанс. Красивый и грозный, как бог, Майкл Фассбендер поднимает в воздух футбольный стадион и летит с ним в атаку на Белый дом. Эвану Питерсу, похожему здесь на молодого МакДауэлла, вообще принадлежит лучший эпизод фильма, когда под пронзительную балладу Джима Кроче он бежит среди парящих в воздухе пуль и кастрюль. Джениффер Лоуренс в синем чешуйчатом комбинезоне демонстрирует чудеса растяжки, а МакЭвой играет своего профессора так, будто еще не вышел из предыдущей роли накокаиненного полицейского в фильме «Грязь», и хотя это немного странно, но, безусловно, забавно и вносит в историю интересные нотки. Скучный здесь только Росомаха – забросив его в 73-й год, сценаристы будто забыли придумать, что ему там делать, и просто решили в наиболее острые моменты отправлять его в аут.  

А еще в первые пять минут фильма можно наблюдать редкое зрелище: как один за другим погибают все мутанты первого созыва (впрочем, еще через минуту выясняется, что это дело поправимое). В этом, как любят говорить школьные учителя литературы, «ключ» к пониманию фильма: в «Днях минувшего будущего» вообще все поправимо. Подобно своим героям, проявив сверхчеловеческую энергию в отчаянных попытках выжить, франшиза открыла для себя, что если история зашла в тупик, её всегда можно просто отмотать назад в прошлое. А если в результате усилий, нацеленных на выживание, сама история в какой-то момент потеряет всякий смысл, то и ничего страшного (ведь если подкорректировать события в прошлом, то почти все события предыдущих серий, составляющие основу мифологии Людей Икс, как бы отменяются, разве нет?) «Просто ты под кислотой. Кто-то дал тебе кислоту», - успокаивает Ксавье переставшего понимать какого черта происходит Росомаху. Теперь, после 15-ти лет, и правда уже не очень важно, что именно происходит, и единственно верный подход – воспринимать происходящее как чудной и небывалый трип: смотри-смотри, вон стадион полетел.       

 

Роман Черкасов