Второй раз Самарский академический театр драмы покушается на творчество Вуди Аллена. И второй раз это большая радость для зрителей театра и большое огорчение для поклонников знаменитого «городского невротика»: в постановке пьесы «Пули над Бродвеем» горькая алленовская ирония без остатка разменяна на вульгарный смех.  

 

Мерцающие софиты, ритмичный степ, красивые девушки в коротких блестящих платьях, хлопки пистонов из револьверов... С первых минут зарождается сомнение: театр снова пригласил зрителя не на драматический спектакль, а на шоу? И чем выше персонажи задирают ноги, и чем чаще они произносят ругательства, тем быстрее эти сомнения уступают место твердой уверенности. Актеры столь навязчиво хотят рассмешить и развлечь публику, что весь гуманистический пафос алленовской дилеммы «что важнее искусство или человек» тонет в грубоватых шутках.

Но кому нужен Вуди Аллен, пусть смотрит кино, а мы смотрим самарскую театральную постановку. Здесь, на самарской сцене, возвели свой маленький Нью-Йорк. Начнется и закончится действие в маленькой квартире, где на стене висит велосипед с одним колесом, а кровать застелена американским флагом. Режиссер спектакля Паоло Ланди сосредоточен на том, чтобы дважды поставить главного героя, незадачливого сценариста Дэвида Шайна, которого играет Георгий Кузубов (в другие дни Денис Евневич), перед одним и тем же выбором и дождаться от него правильного ответа. Заставить его крикнуть «я свободен!» и жить своим счастьем, а не примерять на себя маску творца. Но чтобы отречься от пафоса художника, Дэвиду нужно поставить спектакль по своей бездарной пьесе. Ему приходится пройти мир театральных кошмаров — продюсера-мафиози (Виктор Мирный или Владимир Сухов), потребовавшего участия в спектакле своей любовницы-стриптизерши Оливии Нэйл (Алина Евневнич или Наталья Ионова), престарелую звезду большой сцены, теперь преуспевающую только в выпивке, Хелен Синклэйр (народная артистка России Жанна Романенко) и самое страшное – гангстера Чича (Петр Жуйков), который парадоксальным образом оказывается гораздо более талантливым сценаристом, чем сам Дэвид.

Георгий Кузубов в роли Дэвида очень серьезен, в его игре нет ни малейшего намека на самоиронию, и поэтому в большинстве диалогов с остальными карикатурными персонажами спектакля он смотрится гротескно. Образу его музы – вальяжной и надменной Хелен Синклер – Жанна Романенко добавила ноты истеричности. Взаимоотношения Дэвида и Хелен даны блекло: и до полноценного драматизма не дотягивают, и в то же время выбиваются из грубо-комедийного строя спектакля, а потому романтическая сцена между героями в самом конце первого акта выглядит даже немного странно. Хорошо, что дальше режиссер Паоло Ланди решил экономить выразительные средства и демонстрировать связь героев лишь с помощью красного платка, то развивающегося в руках Хелен, то красиво повязанного на шее Дэвида.

Другой символ псевдоромантических отношений – порочная тяга к еде. Здесь Федор Степаненко создал очень «масочный» образ актера-обжоры Уорнера Пруселля, соблазнившего Оливию, к которой у него влечения ровно столько же, сколько к зажаренной куриной ножке. Сама вульгарная дуреха Оливия подана так, что, если играющая её Алина Евневич ставила целью вызвать раздражение к своей героине не только у персонажей на сцене, но и у зрителей в зале, то у нее это прекрасно получилось. Паоло Ланди, адаптировавший киносценарий для театральной сцены, акцентировал чуть больше внимания, чем это заявлено в фильме, на  продюсере Марксе, что оказалось хорошей идеей, учитывая, что Маркса отлично играет Владимир Сапрыкин. Явно плохой идеей  было задействовать как реквизит живую маленькую собаку, которую на протяжении десяти минут трясет от страха на руках актрисы Нины Лоленко. 

Премьера состоялась, и зрители восприняли ее очень хорошо: зал живо реагировал на любую попытку актеров пошутить и с энтузиазмом воспринимал весь сценический юмор. Постановка, наверняка, теперь займет прочное место в репертуаре театра, так же, как и другой спектакль по мотивам фильма Вуди Аллена «Sex comedy  в летнюю ночь». А что? Вуди Аллен считается интеллектуальным автором, и самарский театр драмы дает возможность каждому легко и без усилий ощутить себя интеллектуалом.

 

Ксения Гаранина