Глухие самиздатовские времена, тогда ещё в «закрытом городе Куйбышеве», сменились с началом перестройки и гласности настоящим всплеском, а по сути - фактическим рождением независимой и хотя бы отчасти самодостаточной литературной жизни в Самаре. В 1990-е годы на авансцене местного литературного процесса оказались члены клуба «Поэзия» Юрия Орлицкого, постмодернисты-«циркоолимпийцы», которых объединил Сергей Лейбград, «скотофутуристы» во главе с Георгием Квантришвили и литературная группа Андрея Темникова. В нулевые годы градус напряжения «литературной волны», поднявшейся до общероссийского уровня, резко спал, уступив место клубной молодёжной поэзии и дежурным просветительским мероприятиям. Однако в последние два года разочарование в общественной миссии неподцензурной литературы постепенно сменяется «вторым дыханием», в котором поколение «дворников и сторожей» обретает союзников в среде «рождённых при Горбачёве». Засекин.Ру попытался выяснить, что сегодня представляет из себя самарский литературный ландшафт и какие поэтические группы, творческие объединения, литературные клубы и литературно-художественные издания являются его олицетворением.
Салонная жизнь
Начнём с литературных объединений и групп. Всего их, если говорить о сколько-нибудь действительно значимых и заметных (группы, связанные с официальным Союзом писателей не попали в наш обзор) насчитывается шесть: «Территория диалога», клуб «Литературная механика», «Зелёный абажур», «Золотое сечение», «Мысли» и «Веселье ЕбиниZеров».
Отдельно необходимо сказать о литературном музее им. М. Горького, а точнее о площадке музея-усадьбы Алексея Толстого, где – благодаря активности и гостеприимству заместителя директора Андрея Рымаря – представители различных поколений и творческих групп встречаются на совместных акциях.
Самым, пожалуй, значимым и наиболее резонансным литературно-общественным событием, прошедшим в последнее время в музее-усадьбе А.Толстого, стал состоявший из двух сессий (в ноябре 2012 года и в мае 2013 года) семинар «Антропология поэтического опыта» (куратор Виталий Лехциер) с участием знаковых российских поэтов, прозаиков и критиков Линор Горалик, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] Ильи Кукулина, Станислава Львовского, Дмитрия Кузьмина, Александра Скидана и самарских поэтов и литературоведов. Наряду с открытыми масштабными лекциями об актуальной современной литературе в рамках семинара под эгидой портала «Цирк «Олимп»+TV прошли «круглые столы», авторские встречи и поэтические чтения.
Теперь собственно о литературных объединениях и сообществах. Творческая лаборатория «Территория диалога», которым руководит философ и литератор Елена Богатырёва, была создана в 2009 году и базируется в Самарском аэрокосмическом университете. На её «территории» ведется диалог о современном литературном процессе, читаются лекции по философии, проходят мастер-классы, дискуссии и поэтические чтения. С 2011 года лаборатория выпускает ежегодный альманах «Черные дыры букв» и проводит фестивали. В частности, Зимний литературный фестиваль. Его кураторы Елена Богатырёва и Александр Уланов пригласили в конце января 2011 года на встречу с молодыми самарскими литераторами московского прозаика, главного редактора серии современной литературы издательства «Русский Гулливер» Александра Давыдова, поэта и прозаика Андрея Таврова, саратовского поэта, редактора отдела поэзии журнала «Волга» Алексея Александрова и поэта и филолога из Нижнего Новгорода Евгению Суслову. А также самарских литературоведов Ирину Саморукову и Татьяну Казарину и поэтов Георгия Квантришвили, Сергея Лейбграда, Виталия Лехциера и Константина Латыфича. Ещё более интересным и острым получился фестиваль «ЛИТерАРТ’ 2012» (26 сентября – 1 октября 2012, куратор Е.Богатырёва), где помимо мастер-классов и литературных чтений разгорелись нешуточные дискуссии между гостями фестиваля из «левой» московско-петербургской группы «Транслит» во главе с поэтом и теоретиком Павлом Арсеньевым и «правыми» самарскими литераторами «циркоолимпийского» круга.
Следующий литературный салон - это клуб «Литературная механика» в Самарском литературном музее. Он существует относительно недавно, всего полтора года. Руководит «Литмеханикой» писатель Леонид Немцев. По словам Немцева, в клубе несколько уровней работы. «Есть просто лекции, когда мы разбираем какие-то произведения. Есть чтения самарских поэтов. Иногда с внимательным разбором, иногда просто читаем стихи. Это действительно литературная механика, иногда мы по косточкам анализируем литературный процесс и литературные традиции», - говорит он.
Посещают «Литмеханику» в основном люди не пишущие, а сочувствующие. С точки зрения Леонида Немцева, такая особенность публики является знаком хорошего культурного процесса. «Это знак почти определенного возрождения. Интерес людей, которые тоже занимаются чем-то творческим. Они выступают как читатели, им интересно посещать «Литмеханику», чтобы что-то узнать, послушать других поэтов. Такого не было никогда». Немцев с удивлением отмечает, что, например, в 90-е годы не было в Самаре такого количества людей, способных бескорыстно слушать.
Кроме тех, кто просто наблюдает за литературой со стороны, в «Литмеханику» приходят поэты и прозаики. «Иногда приходит группа «Веселье ЕбиниZера», они очень любопытные парни, ироничные. Регулярно у меня занимается поэт Саша Антип. Кроме того, мы устраивали поэтические вечера и выступления Сергея Лейбграда и Александра Уланова», - рассказывает Леонид Немцев.
Кроме «Литературной механики» в Литературном музее реализуется и проект «Мир. Текст. Музей». Его куратором выступает Андрей Рымарь. Этот проект призван объединить все формы искусства - как текстуального, так и визуального. В его рамках проходят семинары, поэтические чтения, выставки, перформансы. В частности, были представлены «поэтические машины», созданные студентами архитектурного университета, где каждый из пришедших посетителей мог сам «сконструировать» стихотворение по принципу школы московского концептуализма, конкретизма, метареализма или «новой искренности».
Ещё одно литературное объединение, существующее в Самаре, называется «Зелёный абажур». Названо оно так, вероятно, по аналогии с «Зелёной лампой» - литературным обществом декабристов, а также одноименным литературным салоном Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. В отличие от «Литмеханики» и «Территории диалога», эта группа довольно автономна и закрыта.
«Одиночка, никогда не общавшийся с другими литераторами, может быть великолепным автором. Но чтобы найти дорогу к читателю и издателю, ему придется искать свое место там, где все места уже разобраны. Многое становится проще для тех, кто держится вместе, и такая среда - среда взаимного общения, интереса, совместных идей и проектов - плодотворнее, живее и ярче пыльной и душной башни из слоновой кости», - так манифестируют себя участники «Зелёного абажура» (Анастасия Альбокринова, Любовь Чернавина, Игорь Волков, Евгений Ликсон и др.).
Тем не менее, поэтические вечера с участием членов объединения регулярно устраиваются в тайм-кафе «Идея» и арт-клубе «Корица».
Литературный проект «Мысли» - это летний читальный зал на базе Самарской областной универсальной научной библиотеки. «Мысли» больше напоминают эдакое кафе. Здесь можно поесть, выпить и непринужденно провести время, читая свои стихи в перерыве между чашками кофе.
Из вышеперечисленных объединений, клубов и салонов, выделяется поэтическая группа «Веселье ЕбиниZера». «ЕбиниZeры» впервые заявили о себе в 2001 году. Себя они называют создателями «макабрической» и «маргинальной поэзии». ЕбиниZеров шестеро: Василий Свиноухов, Кузьма Курвич, Дмитрий Недецкий, Виктор Бл-дь, С.Кукушкина и Илюха Шалфей.
Поэзия ЕбиниZеров – это «уютно-подъездный мир» алкоголиков, гопников, зэков и проституток. Однако авторы только притворяются маргиналами и жителями социальной и городской обочины. «Свиноухов закурил сигарету «Три короля». Она взорвалась, снеся полчерепа Василию. Он снял штаны и побежал за горизонт. КанецЪ».
Ебиниzеры не хотят быть писателями, поэтами или художниками. Они намеренно предлагают образ антигероя, лишенного какой-бы то ни было литературной традиции. «Доброе утро, мир», - торжественно говорит ЕбиниZер, чувствуя ноющую боль в голове. И этот мир вместе с ним идёт и ищет, чем бы опохмелиться.
Журналы, альманахи и самиздат
Если литературных объединений в губернской столице всё-таки хватает, то с литературными журналами дело обстоит несколько хуже. По сути, действительно полноценных изданий всего два. Это электронный вестник современного искусства «Цирк Олимп»+TV и печатный журнал «Performance». Есть еще издаваемый Леонидом Немцевым «Белый человек», но определенной периодичности он не имеет.
Первый номер «Performance» вышел двенадцать с половиной лет назад. Как говорит редактор и издатель журнала Татьяна Самойлова, «когда я это затеяла, пригласив на помощь друзей-архитекторов и мобилизовав семейство (мужа – дизайнера и верстальщика и сына - фотографа), в Самарской области не было ни одного издания, подобного «Performance», все киоски были забиты желтой прессой».
На сегодня вышло 44 номера журнала. Он бесплатно распространяется на международных выставках и в выставочных центрах, а также на культурно-образовательных акциях. Как рассказывает Татьяна Самойлова, «поначалу у нас был довольно примитивный компьютер, ни о какой калибровке монитора тогда не шло и речи, и качество изображений в первых номерах оставляло желать лучшего. Мы не сразу нашли нужные шрифты. Не сразу пришли к тому, что текст может быть самодостаточным и не всегда нуждается в иллюстрациях. Вообще, выпуская журнал, мы учились на своих ошибках».
Сначала журнал создавался как самарский, затем в его концепции появился международный аспект. В частности, редакция проводит конкурсы «Культурный герой года» (по итогам международного культурного сотрудничества) и «Международный фотомарафон». Лауреатами конкурса «Культурный герой года» в разные годы становились чрезвычайный и полномочный посол Германии в России Хайнрих фон Плётц, германист, литературовед, профессор Рурского университета Герхард Плумпе, художник, профессор из Мюнхена Уго Досси, музыковед Наталья Эскина, музыкант, лауреат международных конкурсов Людмила Камелина, поэт, правозащитник и общественный деятель Наталья Горбаневская.
В разное время на страницах журнала появлялись прозаик Андрей Битов, поэты Сергей Круглов, Дмитрий Веденяпин, Сергей Лейбград, Сергей Щёлоков, Наталья Горбаневская, искусствоведы Татьяна Петрова, Наталья Зайцева, Валентина Чернова, литературоведы и критики Владислав Скобелев, Сергей Голубков, Николай Рымарь, Герхард Плумпе, Михаил Перепёлкин и многие другие известные самарские, российские и зарубежные авторы.
Издавать журнал «Белый человек» писатели Леонид Немцев, Андрей Темников и художник Сергей Рутинов начали еще в 1998 году, однако после выпуска шести номеров наступила пауза длиной в восемь лет. Вторая жизнь журнала началась летом 2010 года.
Леонид Немцев рассказывает, что всегда было сложно понять реакцию самарских читателей. «Близкие люди конечно, высказываются и объясняются. А более-менее широкая публика… У нас нет журналов с 1998-го по 2008 год, они все уже разошлись. Есть только последние красочные и цветные, а все предыдущие номера – это уже раритет». Изначально журнал был газетного образца, выпущенный на газетной бумаге с черно-белой печатью, иногда очень мелким шрифтом. У журнала нет никакой периодичности, он выходит от случая к случаю. Последний номер «Белого человека» вышел в 2011 году. Леонид Немцев объясняет это занятостью авторов. В частности, сам он бы занят написанием романа и его продвижением. Сейчас рукопись номинирована на национальный бестселлер. Художник Сергей Рутинов завершает комикс «Фанки Фунги». По словам Немцева, это большой проект по тексту Андрея Темникова.
Вестник современного искусства «Цирк Олимп» был создан поэтом, публицистом и культуртрегером Сергеем Лейбградом в ноябре 1995 года. Как вспоминает доктор филологических наук Ирина Саморукова, делался «Цирк «Олимп» в Самаре на базе формального учредителя – Издательского дома «Все и всё», возглавляемого бизнесменом Владиславом Маршанским. Бизнесмен оказался идеальным меценатом, который совершенно не понимал «постмодернистского искусства» и в редакционную политику издания не вмешивался. «Цирк «Олимп» был изданием, которое аккумулировало в себе не столько самарскую литературную жизнь, сколько в принципе весь современный общероссийский литературный процесс. Самарский «циркоолимпийский круг» составили поэты Сергей Лейбград, Александр Ожиганов, Виталий Лехциер, Александр Уланов, прозаики Дмитрий Бортников, Галина Ермошина, литературоведы Ирина Саморукова, Татьяна Казарина, Владислав Скобелев, Алексей Карпеев и фотограф Сергей Осьмачкин. Лейбград, помимо редактирования «Цирка «Олимпа», в течение почти десяти лет вместе с самарскими, московскими, петербургскими и зарубежными авторами проводил ежегодно в Самаре и Тольятти фестивали современного искусства и литературы «Европейские дни в Самаре», «Диалог без посредников», «Пушкин после Пушкина», «Театр как текст». В них принимали участие Лев Рубинштейн, Дм. Ал. Пригов, Тимур Кибиров, Геннадий и Алексей Айги, Вс.Некрасов, Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Дмитрий Воденников, Владимир Тучков, Виктор Кривулин, Александр Макаров-Кротков, Татьяна Риздвенко, Виктор Коваль, Юлий Гуголев, Томаш Гланц, Ежи Чех, Андрей Сергеев, Виктор Ерофеев и многие другие авторы «Цирка».
В 1998 году после августовского дефолта издание, осуществившее 33 выпуска, прекратило своё существование. Возродился «Цирк Олимп» в 2011 году уже как интернет-портал со своим видеоканалом, в котором особый интерес представляют уникальный архив и новые акции «циркоолимпийцев». Соредакторами электронного журнала стали поэты Сергей Лейбград и Виталий Лехциер, литературовед Ирина Саморукова и социолог Ирина Тартаковская. С конца 2012 года «Цирк «Олимп»+ТV (так теперь называется этот проект) открыл издание книжной поэтической серии. К настоящему времени уже вышли из печати или подготовлены к изданию книги стихов Александра Ожиганова, Александра Макарова-Кроткова, Сергея Лейбграда, Виталия Лехциера, Татьяны Риздвенко и сборник ранее неопубликованных текстов Вс. Некрасова.
По мнению писателя и культуртрегера Галины Ермошиной, «Цирк «Олимп» - самое значимое литературное издание в Самаре. «Основная его значимость в том, что это не самарское издание, выходящее в Самаре. «Цирк «Олимп» ориентируется на всю мировую литературу, а не только на самарский контент», - говорит она. В настоящее время опубликованы уже девять номеров возрождённого «Цирка «Олимп», в котором, как и прежде, печатаются ведущие современные авторы со всего мира.
Сегодня самарская литературная жизнь не то что бы переживает определенный подъём, однако - параллельно с гражданской активностью - очевидно вышла из состояния онемения. Как считает Леонид Немцев, «хорошую литературу создаёт не сам творческий путь, а внимание и ожидание. Сейчас в Самаре есть серьёзное ожидание, что-то сильное кипит. И это обязательно во что-то выльется»…
Мария Осина
Комментарии (6)
Веселье ЕбиниZера не склоняется
ну ты мать понамутила
Очень любопытно. Спасибо
Действительно, кастрюля с овощами начинает перегреваться и плескать интересным кипятком. Или мы лишь взрослеем.
Писатель Темников — это всё, что угодно только не писатель и не искусство. Это одержимость, а не литература. Обычное колдовство и внушение читателю. Подделка под искусство. Игра в большого писателя на невежестве провинции.
Думаю, что всех этих авангардистов и косящих под них читают только они сами. Модничающие провинциальные творцы, как всегда, стараются бежать впереди паровоза и посему, опять же, как всегда, выглядят карикатурно и пародийно. Что делать, бурление обычно сопровождается обилием пузырей и пены. А в остатке остаются два-три имени. Или две-три строки. И то не всегда…