На огромном пустыре возле посёлка Петра-Дубрава прошел очередной, уже пятый по счету, фестиваль «Рок над Волгой». Он вновь был приурочен правительством Самарской области к празднованию Дня России и вновь побил рекорд посещаемости. По данным правоохранительных органов, его посетили 692 тысячи (!) человек. Такому «наплыву» зрителей фестиваль обязан, в первую очередь, визиту скандальной западногерманской рок-группы Rammstein. Побывали на этой самой массовой акции в Самарской области и мэр Самары Дмитрий Азаров, и губернатор Николай Меркушкин. Губернатор в частности отметил, что фестиваль проходит «на патриотической волне, звучит хорошая музыка, нет крайностей». А Дмитрий Азаров умилённо добавил: "Уже во всей стране наш фестиваль, Самара и День России - это одно целое. И это здорово!». 

Под завязку набитый людьми автобус отъезжает от остановки «Барбошина поляна». Впритирку со мной компания молодых людей: на них тельняшки, в руках пиво, а в голосах глубокая любовь к Валерию Кипелову. В автобусе душно, звучит нестройное «Я свободен, словно птица в небесах. Я свободен, я забыл, что значит страх». Куплеты путаются и почему-то сменяются на «Эх, Самара-городок». Автобус подскакивает на выбоинах. В достаточной мере ощутив певческие таланты окружающих пассажиров, мы, наконец, доезжаем до Петра-Дубравы. Кряхтя, автобус выталкивает из себя уже порядком повеселевших любителей отечественного и не только отечественного рока.

 Минуя пролесок, доходим до металлоискателей. Подступиться к ним невозможно, впереди огромная очередь. Она делится на две части. Первая порция людей стоит непосредственно вблизи пропускных пунктов, а вторую сдерживают уставшие женщины в форме, чтобы не возникало давки. Всего, по словам организаторов, на фестиваль было мобилизовано 3 800 сотрудников органов внутренних дел.

Волнуется народ, недовольный тем, что приходится так долго ждать. Рядом со мной полуголая девушка с заклеенными скотчем сосками забирается на плечи к парню с «ирокезом», гордо устремив груди вверх. Девушке аплодируют и дружно снимают её на телефоны. Наконец, толкаясь, проходим через металлоискатели. Рядом с ними свалено всё, что угодно - от бутылок до тяжелых шипованных ботинок. Проходящая по толпе волна, перерастающая в давку, конечно же, исключительно патриотична.

Как и в прошлые годы, проносить с собой скоропортящуюся еду и алкоголь на территорию фестиваля нельзя. Работают палатки, где можно было купить  салаты, шашлык, шаурму, хот-дог, картошку, кукурузу, воду и пиво. Стоимость продуктов завышена донельзя, так, к примеру, порция картошки стоит 200 рублей. Лучше дела обстоят с пивом. Если человек собирает три пакета с мусором, то пиво ему выдаётся в качестве бонуса.

Вся фестивальная поляна уже заполнена людьми, найти свободное место непросто. Рассчитанное на 400 тысяч человек поле уже не вмешает наплыва людей. К тому моменту, что удается, наконец, пробраться на поляну, начинает играть БИ-2 вместе с Настей Полевой.

Ощущаешь себя в центре  многорукого и многоногого существа, которое колыхается, подпевая «Варваре» и «Скользким улицам». После выступления в белой палатке пресс-центра уставшие Лева и Шура сидят и курят. Журналисты не могут ни спросить их об отношении к антитабачному закону, который, в том числе, предполагает и запрет на курение во время массовых мероприятий. На что Лева резонно отвечает: «Закон невменяемый. Мы, как люди курящие, не можем поддерживать этот дискриминирующий закон». И демонстративно крепко затягивается...

…Играют свои старые хиты «Чиж и Ко» и медитативный, шаманский «Пикник» с отрешенным и невозмутимым Эдмундом Шклярским. Излучает добро, свет и гармонию Борис Гребенщиков. [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] К слову, выступление на «Роке над Волгой» — последний крупный концерт «Аквариума». Не так давно Борис Гребенщиков заявил о своем желании «уйти под радар», чтобы никто больше не смог не только его видеть, но и даже определить его местонахождение. БГ хочет, чтобы от него остался только голос. Поэтому и от пресс-конференции Борис Борисович отказался на манер тибетского монаха: «Я уже все сказал».

К 17.00, по данным организаторов фестиваля, удалось побить рекорд прошлого года по численности. На площадке находилось 450 тысяч человек, и это был еще не предел.

После отзвучавших «Растаманов из глубинки» выступают «Ария» и «Алиса». В начале выступления Настя Полева произнесла: «Хорошо, что никто не скандирует «КиШ, Алиса!». Но к выступлению Константина Кинчева стало отнюдь не хорошо. На поле начали подтягиваться уже более-менее проспавшиеся люди в косухах, с белыми лицами и подведенными глазами, держащие в руках чёрные флаги с буквой «А».

Любопытно, что Кинчев и Кипелов даже стареют как-то одинаково, будто усыхая с годами: один впадая в национализм и православие, а второй перепевая уже поднадоевшие арийские хиты. Очередные порции приехавших фанатских процессий напоминают орков, идущих в Мордор. И снова несется, как в автобусе, нестройное «Я свободен!».

Завершается фестиваль полуторочасовым выступлением металлической группы Rammshtein. На поле уже некуда упасть не то, что яблоку, но и вишенке. По заверениям организаторов к этому моменту на фестивале собралось 692 тысячи человек, в два с половиной раза больше, чем в прошлом году.  

Концерт завершается исключительно на «патриотической волне». А если откровенно – на явной пародийной ноте. И, кажется, что все – от организаторов в лице областного правительства до сотен тысяч зрителей – заслуживают искромётной и циничной западногерманской пародии.

На сцене появляется солист группы Тилль Линдеманн в розовом полушубке. Во время исполнения одного из главных своих хитов он наклоняет участника группы в амуниции раба с оголёнными ягодицами, имитируя половой акт. После чего из символического фаллоса в зрителей начинает бить водяная струя и хлестать белая пена. «Патриотическая» толпа бьётся в патриотическом же экстазе…

Через несколько часов после «Рока над Волгой» депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин, заметив, что неплохо задуманное мероприятие подпорчено всемирно знаменитой немецкой группой, начинает заниматься просвещением, публикуя в своём блоге переводы «аморальных» песен, которым так страстно и так дружно подпевали отмечающие День России патриотичные зрители…

Добавим, что уехать с фестивальной площадки после окончания концерта было практически невозможно. Автобусы и машины, направляющиеся в сторону Самары, застревали в многокилометровой пробке, до города люди добирались по четыре-пять часов. Толпу, заполнившую железнодорожную платформу в ожидании электрички, сдерживали полицейские. Несмотря на то, что время работы общественного транспорта продлили до двух часов ночи, многие остались ночевать на поле в палатках. Вызвать такси тоже было невозможно, сотовая связь практически не работала.  Если и удавалось дозвониться до такси, то операторы отвечали, что время ожидания машины составит несколько часов. Тем не менее, явных приступов недовольства замечено не было. Рок-н-ролл примирил зрителей и слушателей с роковыми обстоятельствами…

Мария Осина

Фото Гора Мелконяна