На рубеже третьего тысячелетия казалось, что ещё немного и Самара станет городом, где актуальное искусство перестанет быть экзотикой. За «Европейскими днями в Самаре» последовали Ширяевские биеннале, за одной галереей современного визуального искусства появлялась другая: культурный центр «Арт-пропаганда», галерея «XI комнат», «Арт-центр», галерея «Виктория». А затем процесс остановился и даже двинулся в обратную сторону. Засекин.Ру попытался разобраться, что по-прежнему живо, а что безвозвратно кануло в Лету. И есть ли в амбициозном миллионном городе хотя бы одно постоянно надёжное место для актуального самарского искусства?

Имиджевые проекты

Культурные центры «Арт-пропаганда» и «Арт-Центр» создавались как имиджевые проекты. Так, «Арт-пропаганда» появилась в 2008 году и финансировалась «Газпром трансгаз Самара». В свою очередь, городская администрация предоставила помещение на ул. Куйбышева, 68/70. «Арт-пропаганда» позиционировалась как место, соединяющее в себе все формы современного искусства. Арт-директором центра стал Михаил Савченко. За трехлетний период существования здесь прошло более 100 выставок. В определённый период времени «Арт-пропаганда» была одной из самых популярных площадок в Самаре. Сюда на встречу с самарскими актуальными писателями и художниками приезжал Марат Гельман, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] совместно с журналом «Сноб» здесь состоялся концерт скрипачки Елены Ревич,  самарские, московские, питерские поэты читали здесь свои постмодернистские стихи. На этой площадке проходили спектакли, кинопоказы, концерты, поэтические вечера, арт-базары. Ирина Саморукова, Сергей Лейбград, Георгий Квантришвили читали здесь свои постмодернистские и историко-просветительские лекции. Некоторое время в «Арт-пропаганде» функционировала «Школа авангарда», руководил которой художник Владимир Логутов. Четырехмесячный курс состоял из лекций по теории, истории и философии искусства, мастер-классов. Лекции и мастер-классы проводили искусствоведы, критики и художники Наталья Гончарова, Константин Зацепин, Андрей Сяйлев, Алексей Зайцев, Андрей Чежин.

К 2010-му году интерес «Газпрома» к «Арт-пропаганде» начал угасать.  Появился мало кого привлекший  проект «Зерно». Его участники - студенты и аспиранты  самарских вузов - должны были проводить уроки и факультативы в школах Самары. Запуск проекта совпал с предвыборной компанией, в которой участвовал местный «Газпром», и был анонсирован сыном экс-главы ГТС Олега Степаненко Романом, на тот момент куратором «Арт-пропаганды». Но проект быстро затух, никакого зерна в себе не прорастив.  Михаил Савченко, в свою очередь, ушел из «Арт-пропаганды» работать сначала в «Культурный альянс» Гельмана, а потом в областное Министерство культуры. Роман Степаненко был избран депутатом в Самарскую городскую думу, потеряв дальнейший интерес к развитию центра.

Если «Арт-пропаганда» была проектом «Газпрома», то «Арт-центр» создавался на фоне строительства нового жилого микрорайона. В сентябре 2009 года ООО «Самара-центр», подконтрольное  самарскому бизнесмену, главе «СПЗ-Групп» Александру Швидаку, анонсировала проект комплексной застройки на территории бывшего подшипникового завода. Тогда же в старых дореволюционных казармах, а затем в раздевалках и спортзале стадиона «Торпедо-4» появился и «Арт-центр».

Арт-центр создавался  как универсальная площадка, где должны были регулярно проходить художественные выставки, семинары, конференции, чтения и кинопоказы. За весь период существования в центре прошло 4 сезона, а 25 апреля этого года выставкой «Sine cura» открылся пятый. На выставке  были представлены работы художников группы «ЧЖНС» -  Андрея Дериглазова, Дмитрия Кадынцева и Валентина Зимина. А сейчас там проходит часть фестиваля современного  искусства «Улица как музей, музей ка улица» и работает выставка «Диалог с техногенной реальностью»,  на очереди проекты «Автопортрет+», «Идентификация» творческого коллектива «Куб», выставка художника Олега Елагина и арт-ярмарка «Art-Sale`ы».

Однако из-за отсутствия в здании отопления центр работает только в период с мая по сентябрь, поэтому назвать его регулярно действующим выставочно-галерейным пространством с постоянной экспозицией сложно. К тому же в последнее время Арт-центр всё чаще используется для рекламно-коммерческих и промышленно-экспозиционных выставок и семинаров.

Частные галереи

Регулярнее функционирует выставочное пространство «Арт-холл Татьяны Саркисян». Арт-холл появился два года назад вместо галереи «Солярис». Находится он на улице Лесной, 33, на первом этаже галереи бутиков «Ладья». С 25 апреля по 5 мая «Арт-холл» совместно с Арт-центром проводил выставку группы художников ЧЖНС. 15 мая на территории арт-холла откроется новая выставка художника Айрата Трегулова «Животные. Женщины».

«В следующем году в «Арт-холле» планируется провести выставку работ Рустама Хамдамова и Георгия Пенхасова. Возможно, совместно с  «Домом актера» будет сделан фестиваль», - говорит руководитель «Арт-холла» Татьяна Саркисян.

Следующая частная галерея – «Виктория». Она была основана в 2005 году под патронажем председателем правления ОАО «Новатэк» Леонида Михельсона. Сейчас это, наверное, одна из самых продолжительно существующих в Самаре площадок. В «Виктории» экспонируются как классики авангарда XX века, так и современные мастера, проходят творческие вечера и фестивали. 10 мая 2013 года там состоялся творческий вечер композитора-минималиста Владимира Мартынова. 16 мая в «Виктории» стартует  проект инсталляций «Пещера снов», созданный художниками группы «Лето»: Яковом Кажданом, Ириной Кориной, Максимом Илюхиным, Ксенией Перетрухиной и Натальей Стручковой.

Творческая лаборатория

Помимо коммерческих проектов, в Самаре непродолжительное время существовали и творческие лаборатории. Таковой вполне может считаться галерея «XI комнат». Она была создана в 2007 году группой студентов Самарского архитектурно-строительного  университета. Одна из участниц -  Анастасия Альбокринова - нашла подвальное помещение на улице Вилоновской (рядом с магазином Л`Этуаль)  и стала куратором «XI комнат». По мнению художника Сергея Баландина, это было пространство, свободное для экспериментов,  большинство выставок которого связано именно с групповым и коллективным творчеством.

« Мы делали здесь то, чего не могли сделать в любом другом месте - реди-мейды, неподцензурные и радикальные перформансы»,- говорит он.

Одна из первых выставок представляла собой набор найденных вещей. Вещи без хозяев, вещи, застрявшие во времени. Почти как музей неполученных посылок в Париже, в который поклонница однажды посоветовала сходить Беккету, а тот вежливо отказался. Чей-то старый семейный фотоальбом, огромный портрет  Ленина с царапиной на щеке, похожей на слезу - все это было найдено художниками на свалках и развалах, а затем превращено в объекты искусства.

В галерее «XI комнат» выставлялось большинство «новых» самарских художников, в том числе Владимир Логутов, Сергей Баландин, Фрол Весёлый, Неля и Роман Коржовы. Галерея просуществовала два года, а потом интерес к ней стал падать как у зрителей, так и у самих участников. Многие из них к тому времени уже закончили университет и выросли из этого пространства, перейдя в другие. Например, в только тогда появившуюся «Арт-Пропаганду».

В итоге хозяин «одиннадцатикомнатного» помещения, до сих пор предоставлявший его художникам бесплатно, сдал комнаты в аренду фотостудии.  От некогда знаковых «XI комнат» сохранилась только вывеска, висящая над входом в подвал. Однако в некотором роде галерея все еще продолжает существовать. Сейчас официально «XI комнат» - это помещение в офисном центре "Биг Бен" на 10 этаже. Здесь располагается студия «Mono» художника Анатолия Гайдука и многие участники «комнат» продолжают там работать.

Официальные галерейно-выставочные пространства

Галерея «Новое пространство» возникла по инициативе областного министерства культуры. Заявленная цель - создать региональную арт-площадку для проведения выставок современного искусства и фотографии, концертов, театральных постановок и мастер-классов. Расположилась она в здании областной библиотеки, в корпусе на проспекте Ленина, 1. Однако мероприятия «Нового пространства» проходят практически незамеченными и, за редким исключением, большого интереса не вызывают.

Однако стоит отметить особо поэтические вечера в этой галерее. К примеру, «Поэтический ринг» между командами «Сбербанка» и «Трансгаза». Все это скорее напоминает эдакий школьный КВН между старшеклассниками или производственный капустник. Участники вдохновенно рифмуют «кровь» и «любовь», сочиняют акростихи из названий своей компании и читают собственные опусы под аплодисменты коллег и родственников. «Соц-арт» одним словом, не знающий, что он «соц-арт»…

На этом, пожалуй, и все. С одной стороны, перечисленных галерей вполне достаточно. Как ни печально, но они пока соответствуют интенсивности художественно-культурной жизни «вменяемых авторов» contemporary art. А вот многофункционального центра современного искусства с постоянной экспозицией, подобного московскому «Винзаводу», в Самаре нет. Нет и творческих мастерских, ориентированных на некоммерческое современное искусство. Можно, конечно, вспомнить амбициозный проект архитектора Дмитрия Храмова по созданию крупного культурного центра на территории бывшего мукомольного завода, но он так и остался только проектом, потому что слишком зависел от политиков и государства.

Была инициатива создать Самарский дом фотографии с несколькими залами разной направленности и постоянно действующей экспозицией, но и она не была реализована из-за отсутствия финансирования…

Мария Осина

Репродукция работы Владимира Логутова «Структурированное пространство» (2012)