При взгляде на афишу Самарской государственной филармонии почему-то вспоминаются два эпизода из самой что ни на есть популярной отечественной культуры.
Первый – из расхожего, растащенного на цитаты, шуточки и прочие прибауточки культового советского кино «Джентльмены удачи». Помните, герой Савелия Крамарова, безобидный уголовник-рецидивист, изображая из себя молодого ученого, рассказывает обаятельной кандидатке наук о своих друзьях-интеллектуалах и деятелях искусства: «Друг у меня художник. Талантище! Так трёшку нарисует – от настоящей не отличишь!».
А второй эпизод из недавней, но не менее популярной истории политической культуры. На встрече интеллигенции с тогда еще или уже премьером правительства Владимиром Путиным после некоторой паузы в милом отеческом разговоре с края длинного с трогательными чашечками и печеньками стола поднимается лохматый человек в очках. Человек, которого в России знают даже те, кто совсем ничего не знает, застенчиво произносит: «Владимир Владимирович, можно, да?». Владимир Владимирович, чуя, что ему хотят причинить моральные страдания, с настороженной издёвкой спрашивает: «А как вас зовут, извините?». И получает бессмертный, достойный учебников ответ: «Юра. Юра музыкант».
Впрочем, если бы 4 июля 2012 года в нашей филармонии выступали бы с концертом Юрий Шевчук и группа «ДДТ», я бы только приветствовал филармоническое руководство за хороший музыкально-литературный вкус и – о, времена, о, нравы – гражданскую смелость и достоинство.
Однако в среду на той самой сцене, где игрались спектакли Петера Штайна, где «виртуозили» Спиваков и Башмет, Ростропович и Минин, где накануне во вторник монологично торжествовала одна из самых своеобразных и талантливых актрис театра и кино Марина Неёлова, состоится другое представление. На легендарной сцене выступит со своей «чёрной» группой (в смысле, именуемой D’Black) гражданин бесспорно очень в Самаре известный и, независимо от Самары, способный и умный. Вова. Вова музыкант. Владимир Евгеньевич Аветисян.
О страсти одного из самых влиятельных теневых политиков губернии, менеджере общероссийского масштаба РАО ЕЭС, создателе крупнейшего в регионе промышленно-газового холдинга и лидера политико-экономической самарской «Антанты», успешно завоевывающей депутатские и мэрские кресла, короче, выражаясь демагогическим популистским сленгом, настоящего областного олигарха знают многие и во многих местах. К примеру, открыл я страничку какого-то питерского ночного клуба и увидел: «Музыкант и успешный бизнесмен из Саратова Владимир Аветисян, одержимый фанат Эрика Клэптона, скупающий на аукционах гитары культового рок-музыканта, спел со своими друзьями и в нашем клубе».
Я люблю, своеобразно, но всё-таки люблю художественную самодеятельность и с нежной жалостью отношусь к графоманам и эпигонам. Даже если они называют своё квазитворчество красивыми словами «трибьют», «кавер-версия» или «стилизация». Ценю и настоящее, звонкое, сочное чувство юмора. Постоянно слыша в адрес российских бизнесменов, политиков и чиновников коммунистическое «клептократы и клептоманы», надо иметь в душе истинное веселье и радостную иронию, чтобы назвать свою концертную программу «Клэптомания».
Правда, как можно впрячь в одну телегу трепетного и гениального Клэптона и сермяжную, безымянскую «Синюю птицу»? Для хохмы, наверное. Да и надо было с чего-то начинать свою музыкальную стезю в юности. Владимир Евгеньевич стартовал с «Синей птицы» именно там, где клён шумит над речной волной. И как же после щемяще сопливого и самого известного куйбышевского вокально-инструментального ансамбля не испытать подлинный катарсис от изощренной гитары Эрика?!
Нет, нет, не подумайте ничего зловредного. Музыка влечёт и увлекает. Детско-юношеское очарование драйвом рок-музыки и атмосферой, в которой купались нон-конформисты и рок-герои, преследует даже сверхудачного бизнесмена. Славу и вдохновение не купишь, а нон-конформизм с современным российским политическим бизнесом – две вещи несовместные. Но зачем же сразу в филармонию, в государственный концертный зал, в храм, простите меня за выражение, искусств? В ночных клубах, на дачах и в усадьбах – это благородно, хоббисто и забавно.
Почему-то, когда я вглядываюсь в лихую афишу группы D’Black, мне вспоминается тонкий и заразительный кинохит прошлого года – «Шапито-шоу». Там в одной из новелл фигурирует очень симпатичный двойник Виктора Цоя – «от настоящего не отличишь». Владимира Аветисяна от Эрика Клэптона отличить легче, но всё-таки, но всё-таки, но всё-таки…
Лично я жалею, что такой непосредственный, самобытный, цепкий, отчетливо вменяемый и умный человек предпочёл публичной политике не самый публичный бизнес. Хотя, здесь с Владимиром Евгеньевичем надо согласиться, лучше Клэптона «лабать» умилённой публике из партнеров, обожателей и прочих родственников, компаньонов и подчиненных, чем вляпаться в политический и неизбежно холопский строй. Но – снова и снова вопрошает упрямое сознание – филармония-то тут причем?
Не причем, а зачем? – говорит мне анонимный источник в интернет-пространстве. Концерт-то прощальный. Нет, музицировать и отдавать дань-трибьют Клэптону - запретить Аветисяну не может никто. Прощальный, в смысле политики. Владимир Аветисян даёт ясно понять грозному, страшному и мстительному Меркушкину, что он даже и не думал «прокатывать» утверждение нового губернатора, что политика, то бишь мэры, думы и партии теперь и уже навсегда в прошлом.
И потому концерт - в Самарской филармонии! Музыкальное, так сказать, приношение…
И снова вспомнилось что-то детское, кажется, из Эдварда Лира: «Коварные мыши Мне совесть грызут и грызут. В душе моей, в нише Не деньги, а Музы живут. Коварные мыши, Вам надо, мерзавки, чего? Ведь музыка выше, Ведь музыка выше всего!»…
Глеб Райт
P.S. Концерт группы D’Black состоится 4 июля 2012 года в Самарской государственной филармонии. Начало концерта – в 20.00. Стоимость билетов – от 300 до 1 500 рублей. Кассы филармонии работают с 10 до 19.00. Справки по телефону: 207-07-13. Билеты еще есть.
Комментарии (15)
БРЕД ПОЛНЕЙШИЙ
Ольга, полностью с Вами согласен
А по моему, Ольга, очень смешно, метко и точно.
По поводу приношения Меркушкуну бред полнейший))Аветисян не в том возрасте и статусе чтобы бояться губернатора.В целом статья какая то ни о чём.
И я с Вами согласен. Автор курнул что то не то
Спасибо огромное за фельетон. Сущность Аветисяна и вообще наших псевдоолигархов показана замечательно. Сурковщина какая-то. Несмотря на деньги, завидуют артистам и свободным людям. И показывают свой уровень настоящий - уровень сельского ДК. Аветисяну только на танцах играть.
А я в этой статье вижу зависть,графаманство и как сказала Анна-бред полнейший.Автор статьи наверное не знает,что люди иногда начинают делать то,что они очень любят,и они счастливы этим...
Любопытно читать защитников "бедного" Аветисяна. Отличная статья, очень. Уровень самодеятельности ДК районного центра. Двойник Клэптона. Очень смешно. В этом весь Аветисян. И про Меркушкина тоже верно подмечено.
Уважаемая Вера, слово "графаманство" пишется через букво О - графоманство. Похоже, у вас тоже "клэптомания". Жаль Владимира Евгеньевича, умный человек, но бездарный музыкант. Играл бы дома, никто бы над ним не ехидничал.
если богатый человек занимается музыкой, это очень хорошо
Лучше бы он, Николай, помогал талантливым музыкантам, а не тешил своё самолюбие.
А играл бы сам в узком дружеском кругу. А вообще-то пусть делает, что хочет. только как-то смешно, когда после концерта в филармонии написали, что собравшиеся зрители - это друзья и сотрудники Волгопромгаза. Кооперативчик получился.
Евгений, я точно знаю, что Аветисян постоянно помогает музыкантам( не только D BLACK ). А В ВПГ значит работают культурные люди, если пришли в филармонию а не в кабак )))
Если В.Е.Аветисян выступает в филармонии, как в концертном зале, а не как в месте, которое снял для отдыха своих сотрудников, то он должен быть готов к музыкальной критике. А с художественной точки зрения он занимается подражанием на любительском уровне. Для компании друзей очень неплохо, а с профессиональной несколько смешно.
А то, что помогает, хорошо. Только никто не говорит кому.
Если худруководство филармонии в мёртвый сезон позволило провести данное мероприятие в своём зале, значит они при придерживаются точки зрения, отличной от Вашей. Там работают профессионалы, которые думают не только о прибыли. Благотворительность не нуждается в рекламе. Я, лично, имею архив, в котором много программок, буклетов и др. где В. Е. упоминается,но не на титуле, а скромно. У нас на титулах только губеры )))
Пусть Аветисян и дальше занимается благотворительностью. Пока, считаю, он делает гораздо меньше, чем самарские купцы сто лет назад. А выступать самодеятельному музыканту-двойнику Клэптона в гос.филармонии всё равно стыдно. А мне это очень смешно. Вл.Евг. такой же музыкант, какой Артяков доктор наук.