При взгляде на афишу Самарской государственной филармонии почему-то вспоминаются два эпизода из самой что ни на есть популярной отечественной культуры.

Первый – из расхожего, растащенного на цитаты, шуточки и прочие прибауточки культового советского кино «Джентльмены удачи». Помните, герой Савелия Крамарова, безобидный уголовник-рецидивист, изображая из себя молодого ученого, рассказывает обаятельной кандидатке наук о своих друзьях-интеллектуалах и деятелях искусства: «Друг у меня художник. Талантище! Так трёшку нарисует – от настоящей не отличишь!».

А второй эпизод из недавней, но не менее популярной истории политической культуры. На встрече интеллигенции с тогда еще или уже премьером правительства Владимиром Путиным после некоторой паузы в милом отеческом разговоре с края длинного с трогательными чашечками и печеньками стола поднимается лохматый человек в очках. Человек, которого в России знают даже те, кто совсем ничего не знает, застенчиво произносит: «Владимир Владимирович, можно, да?». Владимир Владимирович, чуя, что ему хотят причинить моральные страдания, с настороженной издёвкой спрашивает: «А как вас зовут, извините?». И получает бессмертный, достойный учебников ответ: «Юра. Юра музыкант».

Впрочем, если бы 4 июля 2012 года в нашей филармонии выступали бы с концертом Юрий Шевчук и группа «ДДТ», я бы только приветствовал филармоническое руководство за хороший музыкально-литературный вкус и – о, времена, о, нравы – гражданскую смелость и достоинство.

Однако в среду на той самой сцене, где игрались спектакли Петера Штайна, где «виртуозили» Спиваков и Башмет, Ростропович и Минин, где накануне во вторник монологично торжествовала одна из самых своеобразных и талантливых актрис театра и кино Марина Неёлова, состоится другое представление. На легендарной сцене выступит со своей «чёрной» группой (в смысле, именуемой  D’Black) гражданин  бесспорно очень в Самаре известный и, независимо от Самары, способный и умный. Вова. Вова музыкант. Владимир Евгеньевич Аветисян.

О страсти одного из самых влиятельных теневых политиков губернии, менеджере общероссийского масштаба РАО ЕЭС, создателе крупнейшего в регионе промышленно-газового холдинга и лидера политико-экономической самарской «Антанты», успешно завоевывающей депутатские и мэрские кресла, короче, выражаясь демагогическим популистским сленгом, настоящего областного олигарха знают многие и во многих местах. К примеру, открыл я страничку какого-то питерского ночного клуба и увидел: «Музыкант и успешный бизнесмен из Саратова Владимир Аветисян, одержимый фанат Эрика Клэптона, скупающий на аукционах гитары культового рок-музыканта, спел со своими друзьями и в нашем клубе».

Я люблю, своеобразно, но всё-таки люблю художественную самодеятельность и с нежной жалостью отношусь к графоманам и эпигонам. Даже если они называют своё квазитворчество красивыми словами «трибьют», «кавер-версия» или «стилизация». Ценю и настоящее, звонкое, сочное чувство юмора. Постоянно слыша в адрес российских бизнесменов, политиков и чиновников коммунистическое «клептократы и клептоманы», надо иметь в душе истинное веселье и радостную иронию, чтобы назвать свою концертную программу «Клэптомания».

Правда, как можно впрячь в одну телегу трепетного и гениального Клэптона и сермяжную, безымянскую «Синюю птицу»? Для хохмы, наверное. Да и надо было с чего-то начинать свою музыкальную стезю в юности. Владимир Евгеньевич стартовал с «Синей птицы» именно там, где клён шумит над речной волной. И как же после щемяще сопливого и самого известного куйбышевского вокально-инструментального ансамбля  не испытать подлинный катарсис от изощренной гитары Эрика?!

Нет, нет, не подумайте ничего зловредного. Музыка влечёт и увлекает. Детско-юношеское очарование драйвом рок-музыки и атмосферой, в которой купались нон-конформисты и рок-герои, преследует даже сверхудачного бизнесмена. Славу и вдохновение не купишь, а нон-конформизм с современным российским политическим бизнесом – две вещи несовместные. Но зачем же сразу в филармонию, в государственный концертный зал, в храм, простите меня за выражение, искусств? В ночных клубах, на дачах и в усадьбах – это благородно, хоббисто и забавно.  

Почему-то, когда я вглядываюсь в лихую афишу группы  D’Black, мне вспоминается тонкий и заразительный кинохит прошлого года – «Шапито-шоу». Там в одной из новелл фигурирует очень симпатичный двойник Виктора Цоя – «от настоящего не отличишь». Владимира Аветисяна от Эрика Клэптона отличить легче, но всё-таки, но всё-таки, но всё-таки…

Лично я жалею, что такой непосредственный, самобытный, цепкий, отчетливо вменяемый и умный человек предпочёл публичной политике не самый публичный бизнес. Хотя, здесь с Владимиром Евгеньевичем надо согласиться, лучше Клэптона «лабать» умилённой публике из партнеров, обожателей и прочих родственников, компаньонов и подчиненных, чем вляпаться в политический и неизбежно холопский строй. Но – снова и снова вопрошает упрямое сознание – филармония-то тут причем?

Не причем, а зачем? – говорит мне анонимный источник в интернет-пространстве. Концерт-то прощальный. Нет, музицировать и отдавать дань-трибьют Клэптону - запретить Аветисяну не может никто. Прощальный, в смысле политики. Владимир Аветисян даёт ясно понять грозному, страшному и мстительному Меркушкину, что он даже и не думал «прокатывать» утверждение нового губернатора, что политика, то бишь мэры, думы и партии теперь и уже навсегда в прошлом.

И потому концерт - в Самарской филармонии! Музыкальное, так сказать, приношение…

И снова вспомнилось что-то детское, кажется, из Эдварда Лира: «Коварные мыши Мне совесть грызут и грызут. В душе моей, в нише Не деньги, а Музы живут. Коварные мыши, Вам надо, мерзавки, чего? Ведь музыка выше, Ведь музыка выше всего!»…

Глеб Райт

P.S. Концерт группы  D’Black состоится 4 июля 2012 года в Самарской государственной филармонии. Начало концерта – в 20.00. Стоимость билетов – от 300 до 1 500 рублей. Кассы филармонии работают с 10 до 19.00. Справки по телефону: 207-07-13. Билеты еще есть.