Опера – многострадальный жанр. На её успех влияет каждая деталь.
Нынешняя премьера «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского в Самарском академическом театре оперы и балета, которая состоялась 1 июня, порадовала талантливой режиссурой Нины Чусовой, оригинальными декорациями и костюмами Павла Каплевича, великолепной работой певцов-актёров, хора, довольно чистой и слаженной игрой оркестра… Особого внимания заслуживает работа дирижёра-постановщика спектакля Виктора Куликова.
Ещё совсем недавно Виктор Куликов осуществил постановку балета Валерия Гаврилина «Анюта», как музыкальный руководитель. Все театралы и музыкальная общественность радовались открытию нового имени – так вдохновенно, тонко звучала партитура этого произведения! Думалось, что дальше взлёт музыканта будет всё стремительнее, но… концерт к юбилею театра и фестиваль басов XXI века показал, что не всё так благополучно, как хотелось бы – оркестр под управлением Виктора Куликова играл местами очень громко и грубовато. С певцами, увы, контакт тоже был далеко не всегда.
В театре дирижёр взял спектакли «Любовный напиток» и «Риголетто». И в этом случае чуда не произошло. Партитуры были озвучены довольно однообразно, оркестр часто перекрывал всех, кто находился на сцене. Впрочем, выбор певцов тоже часто оставлял желать лучшего.
В декабре 2011 года состоялся 24 Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, где Виктор Куликов дирижировал симфоническим оркестром Телерадиоцентра. «Пожалуй, это самое сильное отрицательное впечатление от прослушивания: киксы, фальшь, многочисленные расхождения с певцами, громыхание и прочие «прелести», несшиеся с великой сцены уже с самых первых номеров программы», - пишет об этом заместитель главного редактора портала OperaNews Александр Матусевич в своей статье «Глинка после Архиповой».
Мнение А Матусевича очень перекликается с впечатлением о работе Куликова в многострадальном «Борисе Годунове». Речитативная опера, где гением Мусоргского заложена агогика фразы, свобода и естественность её подачи, была сыграна, грубо говоря, по метроному. Из музыкальных оттенков предпочитались форте и фортиссимо. Итог: многие ключевые моменты спектакля просто тонули в гремящей звуковой массе. Контакт с солистами был на протяжении всего спектакля весьма относителен. Чувствовалось, что дирижёр живёт в своём темпо-ритме, а солисты далеко не всегда удачно пытаются его уловить.
У Сергея Васильевича Рахманинова случилась катастрофа, когда он пришёл в Большой театр главным дирижёром, потому что великий музыкант не знал о существовании ауфтакта (ауфтакт – дирижерский замах перед вступлением, предварительный взмах, показ вдоха перед началом звука – Прим. Засекин.Ру). Виктор Куликов практически не считает нужным показывать ауфтакт, полагая, что солисты сами должны выпутываться из шарад, которые преподносит маэстро.
Хочется также отметить, что руки дирижёра довольно зажаты, напоминают руки начинающего хормейстера, да и музыки в них почти не наблюдается.
В антракте и после спектакля можно было услышать жалобы публики на головную боль от уровня звучности оркестра.
Похоже, оперный драматургия – не самая сильная сторона творческой натуры Виктора Куликова. Возможно, вспоминая «Анюту», карьера симфонического дирижёра маэстро могла бы сложиться удачнее…
Великий оперный режиссёр Борис Александрович Покровский в книге «Размышления об опере» писал: «Все современные достижения для массы дирижёров terra incognita, они мало знают о достижениях своих знаменитых предшественников, не обобщают их опыт. С.А. Самосуд не требовал от актёра «быть с ним», смотреть на его палочку (как это часто делали провинциальные дирижёры-ремесленники, которые считали своим главным занятием покрикивать артистам: «Со мной!» Он сам всегда был вместе с артистом-певцом. Вместе «дышать», иметь общий пульс, сопереживать друг другу, сосуществовать в творческом процессе в единстве! Знаю, что из «таинственных» взаимовлияний актёр-дирижёр-актёр состоит настоящий оперный спектакль. Нарушение этой «системы биотоков» грозит опере крахом». Предполагал ли Покровский насколько его мысль будет актуальна в Самаре?
Леонид Егоров
Комментарии (13)
просто смешно читать этот злобный комментарий разгневанных вокалистов,которых не поставили на роли.я работаю в труппе,участвовала в этом спектакле и считаю что работа дирижера-постановщика-главная ценность этой премьеры-давно с нами,вокалистами так подробно и качественно не работали.Авторы этого грязного пасквиля к сожалению противоречат сами себе-сначала отмечая слаженное звучание оркестра,а потом поливая помоями дирижера,который этого звучания и добивается.Думаю,что всем думающим и умным людям в театре и в городе просто стыдно читать эти заказные вирши, из которых просто торчат уши вполне конкретных обиженных людей и хочется пожелать талантливому музыканту и замечательному дирижеру Виктору Куликову слушать только профессиональную и конструктивную критику.
Умиляет меня анонимность критических комментариев. "Леонид Егоров" - это, простите, кто? Примерно то же самое, что "Анна Петрова" или "Алексей Иванов"? Личности, ни в критике, ни в музыковедении, ни в журналистике не замеченные - или я чего-то не понимаю? Позволю себе цитату -
"Много стало в наши дни
неопознанной фигни". А вот тоже подпишусь - Андрей Стрелков. Кто я, угадайте!
Покупая дорогие билеты в театр,хочется слышать не только громкую слаженную игру оркестра,но и то,что поют со сцены.
Статья написана замечательно!Я была на премьере,со всем написанным абсолютно согласна.Можно было и пожестче.А под псевдонимом писали очень многие известные критики.Главное-всё по делу.
Еще более смешно видеть жалкие попытки подхалимов и прихлебателей Виктора Куликова защитить своего кумира. Итог полугодовой так называемой "тщательной работы дирижера-постановщика" для человека не имеющего инвалидности по слуху очевиден-оркестр звучит громко и фальшиво (и это не вина оркестра!!!) ни одна тема,созданная гением Мусоргского не звучит хотя бы приблизительно рядом с "санитарной нормой" а о понимании и контакте с певцами лучше вообще не говорить...действительно,что скрывать-за многими комментариями "видны чьи-то уши" и мне кажется это не только обиженные вокалисты, но и вокалисты добившиеся участия в спектакле не благодаря качественной работе и голосу(который должен еще соответствовать для роли!!!) и актерской игре, а благодаря внимательности и обходительности с Господином Дирижером, который это ТАК любит!И кофием напоить..и зонтик я несу над Ним, но право, я не подхалим))) Так же зная ситуацию "изнутри" можно сказать что для дирижера Куликова основное значение в работе имеет не профессионализм и качественный результат, а личностные мотивы и симпатии по принципу детского мультфильма "Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету!!" Вот что действительно мелочно и подло. И всякие попытки оправдать такое поведение и принцип работы просто подхалимаж. Причем "думающие и умные люди" должны были повнимательнее читать статью- в ней очень доходчиво сказано что СИМФОНИЧЕСКИЙ жанр вполне по силам Виктору Куликову и многое там хорошо, но как показывает печальная практика в ОПЕРЕ этому человеку делать нечего. Никаких противоречий нет.
А мне спектакль понравился: постановка,костюмы,эффекты...и певцы замечательные,приятно,что у нас в Самаре такой сильный театр.Правда, оркестр действительно играл громковато: мы были 1 числа,сидели в партере и,иногда,совсем ничего не слышали,даже хор.Может быть нам просто не повезло с местами,не знаю..может быть так и надо...я не музыкант.Просто было чувство дискомфорта от слишком громкого звучания. А вообще,хочется поздравить наш замечательный театр с такой премьерой!Молодцы!
как я понимаю здесь высказались и "музыковеды" и "вокалисты" и "люди,знающие ситуацию изнутри".Позвольте и мне добавить свой голос,несущийся из оркестровой ямы.Если еще кто-то скажет,что мы играли громко и фальшиво-просто дам в морду.После всех трех спектаклей публика стоя в течении 15-18 минут аплодировала и кричала браво.Неужели все эти люди имеют инвалидность по слуху или может быть они так демонстрируют лояльность Куликову?А вот кому в ОПЕРЕ действительно не место,так это безголосым певцам,которых не слышно не потому, что оркестр играет громко,а потому что просто голоса нет.Таким людям как в анекдоте всегда кое-что мешает.Я не прихлебатель и не поклонник Куликова,я просто музыкант оркестра,но про то, что с руками и ауфтактами у него все в порядке,это могу сказать как профессионал.А если наши некоторые многоуважаемые певцы-актеры по полгода учат свои партии и потом, когда выходят на сцену,то никак не могут вовремя вступить и все время путаются,то это проблема абсолютно не дирижера.
А вот интересно,что та самая Наталья,которая защищает своего Благодетеля,отрабатывая таким образом полученное "место под солнцем", будет делать,когда "гениального" дирижёра попрут из театра???? Опять упражняться в хитрож......Кто ответит?
Многоуважаемый Господин Оркестрант.Видимо у Вас взгляд на происходящее только из оркестровой ямы.Почитайте прессу,выложенную на сайте театра о премьере ,,Бориса".Там пишут,что даже М.Гужова далеко не всегда было слышно.А ведь у него большой,красивый и полётный голос.Вспомните его исполнение партии Галицкого и гастроли,,Геликона'' с ,,Царицей''.Там оркестр тоже играл не всегда тихо.Но Михаила было отлично слышно.Значит дело не только в безголосых солистах.В Европе,например,любят певцов с небольшими голосами,и культура музыкантов позволяет наслаждаться такими вокалистами.Да и некоторые дирижёры в Самаре берегут певцов и добиваются нормального звукового баланса.Удивило другое-маэстро Куликов позволил некоторым артистам выйти на сцену вообще с недоученными партиями,о чём,впрочем,вы сами и пишите.
Какие страсти кипят!Была на первом спектакле,но обязательно пойду еще раз!Еще раз убеждаюсь в том что Куликов талантливый музыкант и человек неординарный,если вызывает такие эмоции.Такие люди всегда вызывают раздражение и желание позлословить,ведь на их фоне слишком выступают серость и ординарность. очень интересно-как это получается-спектакль прекрасный,певцы поют замечательно,оркестр играет хорошо,публика в восторге,а дирижер все равно чем-то не устраивает!Да и риторика в дискуссиях поражает-если мне понравилась работа дирижера,а она мне очень понравилась,то значит я подхалим и прихлебатель,даже многоуважаемый музыковед Светлана Васильевна забылась в порыве страсти, что у нас тут не Европа,а Самара и не старинная опера,а русская классика,которая требует настоящих,больших голосов и насыщенного звучания оркестра.А Гужова кстати всегда было слышно,конечно если основываться только на своих слушательских впечатлениях,а не на мнении всевозможных "Музыковедов".И смешно и грустно -насколько банальны и тривиальны обычно в своих отзывах артисты.Если поют не они,то значит другие добились своих ролей обязательно подхалимажем.Далее возможны варианты-можно добиваться ролей по их мнению еще через постель или за деньги.Чужой успех обычно очень тяжело переносится,особенно если ты в этом не участвуешь,а участвует кто-то другой,который конечно-же недоучил партию,конечно-же не подходит по голосу,да и вообще и голоса-то у него(нее)него нет,да и подхалим к тому-же.Эти крокодиловы слезы льются во всех театрах и конца им не будет.
Уважаемые "тожемузыковеды"и "оркестранты"!Если СПЕКТАКЛЬ, то есть ОПЕРА была принята зрителем хорошо то не нужно забывать что это живое исполнение, производящее ЦЕЛОСТНОЕ впечатление и игрой актеров и их пением, и оформление спектакля.Сама атмосфера театра создает определенное благоприятное настроение, и этого спектакля публика ждала так долго, что естественно он был принят "на ура" несмотря на всю несостоятельность дирижерской работы!А вызывают дебаты вовсе не "талант"(извините, без кавычек рука писать отказывается!)дирижера.Хотя если мелочность, неуважение к певцам и манию величия пополам с детскими комплексами типа "наказать-поставить двойку,а если что побежать к мамочке плакаться в передник-все знают о чем речь)))" считать талантом..то мне жаль вас...а по поводу "безголосых вокалистов" могу сказать что то что слышно в яме и то что есть в зале далеко не одно и то же!Иногда оркестр слышит певца хорошо и он нравиться, а в зале весьма и весьма скромно.И еще.Певец поет ОДИН, и если 80 человек оркестра "дунет" то никакого голоса не станет,и дирижер с УШАМИ это слышит и знает."Тжемузыковед", в если вы не заметили, то в прологе М.Гужов пел с подзвучкой-"Всем вольный вход" неслось из КОЛОНОК.И если вы этого не заметили или считаете нормой "микрофонное"пение в оперном театре то у вас действительно инвалидность по слуху!А по поводу комментариев певцов не вышедших на премьеру скажу-не обидно уступить тому кто сильнее и лучше тебя, но с господином Куликовым действует иной принцип,его я уже озвучил, и повторю снова-шила в мешке не утаишь!!Все знают кто и кому лизал зад.И что это было уже не скроешь))так что не надо пить боржоми, господа "адвокаты".На самом деле все попытки оправдаться и оправдать только лишний раз доказывает несостоятельность вашего дела.
Вот так-то, Митя..а в хлебало недолго и самому получить)))
Как Вы возбудились,Юрий!(хотя по истеричности Ваших высказываний и уровне поднимаемых проблем Вы- все-таки девочка) и жалко-то ему нас,и боржоми-то пить он не хочет и вообще все вокруг инвалиды по слуху-мочить их всех-противных адвокатов и защитников Куликова!Наверное -это все-таки большая и отвергнутая любовь.Не нужно так серьезно к себе и к своим комплексам относиться-будет расстройство нервов,желудка и сексуальной сферы.
Да,действительно, Самара-не Европа,так же,как кабачковая икра-не чёрная-никакого сравнения.Поэтому вы и говорите про себя сидя на навозной куче-это наша Родина.Ну любят многие ,,искусство'' Зверева,Б.Моисеева,радио ,,Шансон",ну вкус у них такой.Надо уважать чужие вкусы.
И к коллегам своим-вокалистам вы уж очень плохо относитесь.Видимо зависть-стойкое чувство.Хотя всем известно,что в Самаре певцы весьма недурны,даже если сравнивать с другими периферийными театрами,а иногда и со столичными.
И в,,Князе Игоре",и в,,Царской невесте",и в ,,Мадам Баттерфляй" как-то они не теряются за оркестром,да и публика на них ходит,знает и любит.